Елена Сорокина
Отчёт по самообразованию «Влияние фольклора на развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитателя: Сорокиной Е. А. на 2017–2018 учебный г
В 2017-2018учебном году мною была продолжена тема по самообразованию «Влияние фольклора на развитие речи детей».
На сегодняшний день я считаю данную тему достаточно актуальной, поскольку в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Цель моей работы- объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить коммуникативные способности на основе устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются:
1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
2. Приобщить детей к русскому фольклору
3. Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру
4. Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи.
5. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приё мы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использовала следующие дидактические пособия:
настольный театр; пальчиковые игры на основе русских народных потешек и сказок; кукольный театр; иллюстрационный материал по сказкам; иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
В течение года в своей работе большое внимание уделяла знакомству детей с русскими народными сказками, песнями, игрушками народных мастеров. Материал подбирала с учётом возрастных особенностей детей. Дети моей группы проявляли интерес, хорошо воспринимали произведения устного народного творчества, благодаря их мягкому юмору. Русские народные сказки ежедневно присутствовали в жизни нашей группы. Мы не только читали их, но и обыгрывали, разбирали характеры персонажей, рассматривали иллюстрации. В уголок книги мы поместили разнообразную художественную литературу.
Также в своей работе с детьми использую пословицы и поговорки. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
Проделанная работа дала следующие результаты:
у детей обогатился и активизировался словарь, улучшилось мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие, расширились представления детей об окружающей действительности.
Суверенностью можно сказать, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Так же много времени в работе с детьми уделяла заучиванию стихотворений.
В стихотворениях, особенно детских, очень много созвучий, которые великолепно развивают язык и способствуют формированию правильной артикуляции.
Для родителей были оформлены информационные уголки: «Ребёнок и книга», «Как правильно читать детям сказки», «Учимся сочинять стихи», был проведен мастер-класс на тему "Значение устного народного творчества в развитии речи детей". Родители стали активными участниками педагогического процесса.
В течение учебного года я продолжила изучение соответствующей литературы по данной теме:
Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Познавательное развитие. Конспекты
занятий в старшей группе детского сада.
Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -
СПб. : «Паритет», 2003.
Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.
Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
По результатам моей работы по данной теме самообразования могу сделать следующие выводы:
• У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству
• Обогатилась устная речь
• У родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка
В 2018-2019 учебном году планирую продолжить работу по своему самообразованию в данном направлении.