Ольга Николаевна Сергеева
«Ветер, ветер, ты могуч». День ветра в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, с причиной возникновения ветра – движение воздушных масс. Познакомить с ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. Уточнить представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.
Словарь: засвищу, утащу, пропеллер, обдувает, вентилятор, раздувает, трепещут, флюгер.
Публикация «„Ветер, ветер, ты могуч“, День ветра в старшей группе» размещена в разделах
Методы и приё мы: игровой приём, поощрение, указание, проговаривание слов, художественное слово, речевой образец воспитателя, использование наглядности, вопросы к детям, оценка, хоровые и индивидуальные ответы, использование ЦОР.
Ход:
В: Ребята, давайте вспомним, кто приходил к нам в гости вчера.
- Знайка
- Незнайка
- Винни-Пух
В: А сегодня к нам в гости пожалует тот, кто умеет отлично летать и живет на крыше. Он дружит с Малышом и обожает варенье. Отгадали кто это? А вот и он.
Появляется Карлсон.
К: Привет ребята, привет малыши! Вы зачем позвали меня? Может у вас тут лишнее варенье или печенье осталось? А может, вы конфеты не любите?
В: Дорогой Карлсон, банку варенья мы для тебя приготовили и печеньем угостим. Но сначала расскажи, пожалуйста, об одном невидимке, ты высоко летаешь, и с ним наверняка встречался.
Я березу качну
Я тебя подтолкну
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать
Кто я? Можешь отгадать?
К: Да это же ветер! Я только что с ним расстался! Над моей крышей сладкий такой ветер дул, прямо в лицо! Еле долетел к вам.
А вы как думаете, сам я могу делать ветер? (Выслушиваю ответы детей).
- На спине у меня есть такая замечательная штука – пропеллер называется. И моторчик имеется. Я моторчик включаю, пропеллер вертится, Воздух движется, ветер дует. Так что меня во время полета обдувает легкий ветерок.
Подходит к вентилятору.
К: А это у вас что такое? Может пропеллер вашей Ольги Николаевны? Наверное, она улетает от вас на крышу отдохнуть, когда вы ее иногда огорчаете.
В: Нет, Карлсон, это не мой пропеллер и улетать на крышу я не могу, хотя иногда так хочется!
Д: Это вентилятор. Когда он работает, возникает ветер. Становится прохладно.
В: Хочешь включить вентилятор? Нажми на кнопку
Эксперимент
Карлсон включает вентилятор. Воспитатель предлагает поднести кусочки ткани и полоски бумаги.
В: Что же происходит с полосками бумаги?
Д: Полоски двигаются. Трепещут на ветру.
В: А теперь, Карлсон, нажми на кнопку еще раз, что теперь происходит с нашей бумагой?
Д: Полоски не двигаются.
В: Почему? Откуда у нас появляется ветер?
К: Ну, это же всем ясно, чего зря спрашивать. Вентилятор крутится, воздух двигается, получается ветер. Лучше банку с вареньем несите. Все Карлсоны с детства знают, что ветер получается тогда, когда воздух двигается.
В: Какой ты, Карлсон, образованный. Я предлагаю вам вместе поиграть в игру. Ты, Карлсон, скажи: «Ветер двигайся, ветер приходи!» а ребята мне подскажут, что я должна сделать – включить или выключить вентилятор.
К: Отличная идея! Обожаю игры. Потом мы прогоним ветер. Я скажу: «Воздух стой, ветер уходи!» а вы, ребята, подскажете, как это сделать.
Проводится соответствующая игра.
К: Дорогие, малыши и Ольга Николаевна, если вы не летаете, зачем вам нужен этот прекрасный вентилятор? Подарите его мне, я сделаю из него машину и буду «низводить» домомучительницу Фрекен Бок.
В: Извини, Карлсон, но вентилятор нам нужен. Ребята, кто может объяснить Карлсону, зачем на нужен вентилятор?
Д: Мы нажимаем на кнопочку, появляется ветер и освежает нас.
К: Ну ладно, вентилятор не дали, дайте хоть немного варенья, мне нужно заправиться.
Д: На, получи свое варенье, только не потолстей от сладкого.
К: Что вы, я ведь не жадный Карлсон. Я с удовольствием поделюсь с ребятами вареньем.
Маленькими чайными ложками дети по очереди берут варенье из банки у
Карлсона. Пока мы подкрепляемся, звучит музыка ветра, но легкого весеннего.
Карлсон: Ну, вот и подкрепились, пора и поиграть. Я придумал еще одну игру – «Карусели».
Эксперимент
Пока дети играли, я поставила на столы мисочки с водой на каждого ребенка. В каждой мисочке свое море: красное, черное, желтое (Вода подкрашена акварелью).
Опыт 1. Ребята, что за чудеса.
Ветер пастушок.
А. Орлов
Ходит в море ветер – пастушок
Дует ветер в маленький рожок
А вокруг него бегут барашки,
У барашков белые кудряшки!
А когда приляжет пастушок
И затихнет маленький рожок
Все барашки дремлют под водой
Под морскою крышей голубой.
Карлсон: Дети, вы ветры. Дуйте на воду, что получается? Упражнения на поддувание
Дети: Волны.
Карлсон: А теперь сильнее подуйте, волны побольше. Но во всем нужно знать меру, если сильно подуть, море совсем исчезнет (Дети проделывают это несколько раз.)
Опыт 2. А теперь у нас одно общее море. Я дарю вам всем парусные кораблики. У всех разноцветные паруса – оттеночные цвета – алые, небесно - голубые, салатные, фиолетовые, лиловые, малиновые…
Дети дуют на кораблики, они плывут. Упражнения на развитие воздушной струи.
Ветер по морю гулял
И кораблик подгонял
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Ветер весело шумит
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
К царству славного Солтана
(«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин.
В: А что происходит с корабликами, когда нет ветра?
Дети: Паруса не раздуваются, и кораблик не плывет.
В: Верно, а если ветер очень сильный. Слайд 1
Дети: Начинается буря и кораблик может перевернуться. (Это дети могут продемонстрировать.)
Рисуем ветер.
Ребятам раздаю нарисованные стволы деревьев и предлагаю нарисовать ветер. На каждом листе стрелка, показывающая, куда дует ветер. Слайд 2
Задание: Наклон веток отражает направление ветра. Задание: дорисовать ветки дереву. Наклон веток отражает направление ветра.
Нарисую ветер.
Нарисую ветер тихий, нежный,
Нарисую грозовой и снежный,
И такой, что с травами играет,
И такой, что волны поднимает,
Что листает книгу на террасе,
Что кружится с темной тучкой в вальсе,
Что колышет в праздники знамена,
Что качает дубы и клены,
Проникает сквозь плетни садовые
И разносит запахи медовые…
Я уже изрисовал тетрадь,
А ветров еще не сосчитать!
Карлсон: Как замечательно вы изобразили ветер, а теперь порезвимся! – стоп!
В: Уважаемый, Карлсон. У тебя есть пропеллер, а у наших ребят нет ничего.
Как они почувствуют ветер? Ты их научи хоть делать вертушки.
Карлсон: Это мы в два счета. Делать вертушки меня научил делать малыш.
Провожу занятие по конструированию. Делаем вертушки.
Раздаю листы бумаги, на которых сделана разметка, где резать. Дети
самостоятельно разрезают до середины и склеивают уголки на середине. Я
маленьким гвоздиком прибиваю вертушку на палочку.
Карлсон: Отличные получились вертушки, ну, а теперь вперед.
В: Стой, стой уважаемый Карлсон. Я думаю, интереснее нам будет на улице
побегать, там больше места для бега. Скорее собираемся гулять.
Карлсон торопит детей, делает соответствующие указания. Наблюдают, как них
вертятся вертушки - это пропеллеры, как у Карлсона.
Подвижные игры.
«Кто добежит скорее до Карлсона»
«Перенеси кубики».
«Чье звено скорее передаст мяч».
«Пройди по бревну».
Дид. Игра
Расскажи Карлсону, чем отличается ель от сосны.
Чтение стихов о деревьях.
Словесные игры:
«Мяч бросай, слова красивые про Карлсона называй»
«Полечим Карлсона»
«Расскажи о флюгере на домике крыши Карлсона»
Карлсон: Ну, ребята, мне пора, ведь меня Малыш ждет и Фрекен Бок тоже. Но я еще обязательно вернусь, ну, а пока я вам дарю свои портретики на память. Ну, все пока! Улетает.