Эсмира Михралиева
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Весна в степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Весна в степи»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.
Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: познавательно-исследовательская, двигательная, речевая.
Программное содержание
Публикация «Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме „Весна в степи“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий степи; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, учить самостоятельно, находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; закрепить знания детей о природных особенностях весенних месяцев; Создать условия для развития связной речи у детей: развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы, познакомить с новыми словами (новые слова выделены в тексте жирным шрифтом).
Материалы и оборудование: картинки с тундрой, тайгой, Арктикой, смешанным лесом и степью; макет парохода; календарь природы ; аудиозапись отплывающего парохода, ручейка, пения птиц; два небольших куска ткани, одинакового размера, цветок с 12 лепестками
Предварительная работа: перед началом НОД куски ткани намочить, отжать и положить на батарею, причем один – в расправленном виде, другой – туго свернутый.
Планируемый результат: дети знакомы с особенностями природных условий степи; умеют обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, самостоятельно, находять их; устанавливают связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных; знают о природных особенностях весенних месяцев; умеют наблюдать, строить предположения, предлагают способы их проверки, делают выводы, знают новые слова.
Структура занятия
1. Вводная часть Вводная беседа о том, на каком транспорте довелось путешествовать 2 мин
2. Основная часть Рассказ педагога о природе степей.
Физкультминутка.
Задание 1 «В каком месяце Таня и Ваня Отмечали погоду?»
Задание 2 «Чем питаются птицы»
Задание 3 «Чем питаются эти животные?»
20 мин
3. Заключительная часть Подведение итогов «путешествия». Вопросы педагога к детям 3 мин
Длительность занятия 25 мин
Ход занятия
1. Вводная часть
-В прошлый раз мы побывали с вами на ярмарке, отдохнули, повеселились. Пора продолжать путешествие.
-Вспомните, на каких видах транспорта мы уже перемещались с места на место? (На самолете, на поезде, даже на ковре – самолете)
-Отгадав мою загадку, вы узнаете, на чем сегодня мы отправимся в путешествие:
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?.
(Пароход)
-Вы уже знаете, что, где бы человек ни находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? (Чтобы уберечь себя от опасности, чтобы не мешать другим людям работать и отдыхать)
-Как вы думаете, какое самое главное правило надо соблюдать на корабле? (Не перегибаться через борт)
Итак, в путь! А путь нам предстоит долгий и интересный. (Садимся в пароход и «плывем». Аудиозапись звуков отплывающего парохода и плеска волн).
2. Основная часть
Воспитатель показывает картинки и спрашивает:
- Ребята, где мы с вами уже были? Дети отбирают картинки с тайгой, смешанным лесом, тундрой, Арктикой. Остаётся природа степных районов России.
- Это степи. Здесь нет деревьев, одна трава. Чтобы понять, почему нет деревьев в степи, рассмотрим кусочки ткани. Какой из них высох? Тот, что был расправлен. Другой свёрнутый, остался сырым. Попробуйте сравнить листья деревьев и траву с нашей тканью.
На что похожи листья? (На расправленную ткань)
-В жару листья очень быстро высыхают. А трава и цветы с их узкими и мелкими листьями способны экономить воду.
-Весна – чудесное время. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? (Земля еще пропитана талой водой)
-Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться.
-Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.
-Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (Травоядные)
-Раньше их было очень много: дикие лошади, бизоны, сайгаки.
-Но люди все больше места в степях занимали под поля, сады, пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным. Дикие лошади вымерли. Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.
-Сейчас в степи много грызунов. Это тушканчики, суслики, сурки, хомяки.
-Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко. А еду они себе находят на поверхности.
Физкультминутка «Хомка – Хомячок»
(выполняется 2 – 3 раза, дети выполняют движения в соответствии со словами)
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хату
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Работа с пособием.
Задание «В каком месяце Таня и Ваня Отмечали погоду?»
Да, в степи сейчас весна. А какое время года у нас? Как узнали мы, что весна пришла? (Дети перечисляют известные им признаки наступления весны)
-Правильно, пришла весна. А какой цвет у весны, как вы думаете? (Зеленый) Приклеим на наш цветок «весенние» лепестки.
-Сколько их? (Три) Все верно, а какой первый месяц весны?
Первый месяц весны – март. Март открывает весну. В народе март прозвали зимобором.
-За что, как вы думаете? (В марте зима с весной борется)
-Еще называют его капельником. Почему? (В марте появляются сосульки на крышах и когда солнце греет они тают)
-В марте прилетают первые перелетные птицы. «Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг» - что это за птица? (Грач) В народе говорят: «Грачи на дворе – весна на горе», «Грач зиму расклевал». Какой следующий месяц идет за мартом? (За мартом апрель идет)
-В апреле весна вволю разгулялась. Не случайно прозвали этот месяц снегогоном.
-О чем говорит нам это название? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега)
-Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, что это значит. (Звучит аудиозапись ручейка).
-Апрельские ручьи землю будят. Что это значит? (Теплые весенние воды смыли зимнюю грязь, согрели землю)
-Там, где снег уже сошел, появляются первые весенние цветы. Какие? Подснежники.
-Какие весенние цветы вы еще знаете? (Мать – и – мачеха. Обсудить почему именно так назван цветок.)
-В апреле возвращаются перелетные птицы из теплых стран. А каких перелетных птиц знаете вы? (Кукушка, соловей, журавли и т. д.)
-Ребята, а кто это?
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец)
-Правильно, это скворец. Где же живет скворец, когда прилетит? (В скворечнике)
-Прилетел скворец и сразу начинает искать место для гнезда – дупло или скворечник. Если скворчихе место не понравится, птицы ищут другое. Выбрав жилище, они убирают из него старую подстилку и мусор. После этого устилают дно скворечника сухой травой и пухом.
-А какой последний месяц весны? (Май)
-Правильно. Май – месяц зелени и цветов. Называют его травень, цветень. Почему, как вы думаете? «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».
-Цветут черемуха, вишни, яблони. Называют май и песенник. Почему? (Все перелетные птицы вернулись из теплых стран и уже успели свить себе гнезда)
-Самым красивым певцом леса – считают соловья. (Аудиозапись пения птиц)
-Звонок, весел май, но и неустойчив, крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
- Ребята, у весны три долга, три завета:
1. Тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется.
2. Снег согнать, землю разбудить – забота апреля.
3. Маю достается долг зелень привести – май лес наряжает, лето в гости ожидает.
-Путешествие наше подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад, где мы с вами дождемся прихода весны и проверим все приметы. Занимайте свои места на палубе – наш пароход готов отплыть. (Звучит аудиозапись отплывающего парохода)
Работа с пособием на применение полученных знаний.
Задание «Расскажи, чем питаются птицы. Обведи…»
Какие птицы изображены на рисунке? Расскажите, чем питаются эти птицы? Обведите перелётных. Почему они улетают на зиму в тёплые края?
Задание «Чем питаются эти животные?»
Покажите стрелками кто, чем питается.
3. Заключительная часть.
Подведение итога занятия.
Какие новые слова вы сегодня узнали?
-О каких животных вы узнали во время нашего путешествия?
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если да, то поднимите зеленую карточку, если нет – красную, если вы хотели бы что – то изменить в нашем путешествие – желтую.
-А что тебе понравилось, Маша (Кристина, Алеша и т. д.? (Выслушать ответы всех детей)