Смирнова Любовь
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» по развитию речи.
Тема: «Весна. Перелетные птицы».
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Весна, Перелетные птицы“ по развитию речи» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Активизировать словарь по теме: весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).
2. Составлять описательный рассказ о весне.
3. Развивать элементы логического мышления.
4. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: аудиозапись спокойной музыки, картинки-символы о весне, аудиозапись пение птиц в весеннем лесу, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, картинки с изображением различных гнезд (в том числе гнезда аиста, картинка с изображением скворечника.
Ход НОД. Звучит спокойная музыка, дети встают по кругу на ковре, читают стихотворение:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Рассаживаются полукругом на стульчики.
Воспитатель. Тает снежок,
ожил лужок,
день прибывает,
когда это бывает?
Воспитатель: Правильно, весной.
- Сейчас у нас какое время года?
- Как называются весенние месяцы?
- Сейчас какой месяц?
- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки.
(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне : воспитатель достает картинки, выставляет на доску, дети объясняют)
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Воспитатель: – Весной хочется говорить красивые слова. Давайте скажем красивые слова о Весне. Весна, какая?
Дети: – Солнечная, ранняя, пестрая, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная, ароматная, светлая, молодая, свежая, нежная, нарядная и т. д.
Воспитатель. : Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. Давайте послушаем пение птиц в весеннем лесу. (Воспитатель включает аудиозапись пение птиц в лесу). Какое настроение у вас вызвало пение птиц? (радостное, веселое, доброе, нежное)
Воспитатель : А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Дети: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.
Воспитатель. : Правильно! Послушайте стихотворение:
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы.
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней!
Воспитатель: А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши.
«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
Воспитатель: - А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).
(Выставляет картинки с изображением перелетных птиц, закрепляя названия: грач, скворец, соловей, журавль, кукушка, ласточка).
Воспитатель: – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель:– Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.
Воспитатель: – Что для перелётных птиц страшнее : холод или голод?
Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель: - А как называются птицы, которые не улетают осенью? (зимующие)
(Выставляет картинки с изображением зимующих птиц, закрепляя названия: синица, голубь, снегирь, галка, дятел, ворона, сорока, воробей).
Воспитатель: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
2. Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль
3. Физминутка:
«Я-дрозд, ты-дрозд» - игра на коммуникативное общение:
(дети встают парами)
Я-дрозд, - (показывают каждый на себя)
И ты-дрозд - (показывают друг на друга)
У меня есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)
И у тебя есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)
У меня щёчки гладки - (показывают свои щёчки)
И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)
Мы два друга – (берутся за руки)
Мы любим друг друга – (обнимаются)
Воспитатель:– Весной у птиц много важных дел. Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.
Воспитатель. : А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Дети: На деревьях, на столбах (аист).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинки. . :
Ребята, а чем люди могут помочь птицам весной?
Дети: Можно сделать и развесить скворечники.
Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник (выставляет картинку скворечника).
Воспитатель: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Дети: Вывести птенцов.
Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Дети: Мама птичка, самка.
Воспитатель: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Дети: Папа, самец.
Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
Воспитатель: - Как называются птенцы?
4. Дидактическая игра «Назови птенцов».
У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца – скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата
Викторина по сказкам.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель: Ребята – вы молодцы, очень активно работали на занятии. А теперь скажите пожалуйста, что вам больше всего понравилось и запомнилось на нашем занятии.
Ответы детей.