Надежда Корсакова
Верботональный метод как техническое средство обучения в дифференциации звуков [Б] — [П]
▼ Скачать + Заказать документы
Разработанное логопедическое занятие
Тема: «Верботональный метод как техническое средство обучения в дифференциации звуков (Б) – (П)».
Цель: Закрепить навык дифференциации звуков (Б) – (П) в слогах, словах с применением верботонального метода обучения.
Задачи:
Публикация «Верботональный метод как техническое средство обучения в дифференциации звуков [Б] — [П]» размещена в разделах
Коррекционно - образовательные: развивать вибрационную и тактильную проводимость с помощью аппарата «Верботон ВТ 15», «Верботон ВТ 42»; закреплять навык формирования фонематического анализа и синтеза на уровне звуков, слогов, слов; продолжать совершенствовать слоговую структуру трехсложных слов.
Коррекционно - развивающие: работать над речевым дыханием; развивать межполушарное полушарие; развивать координацию, ловкость движений; совершенствовать умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать словесно – логическое мышление; работать над совершенствованием кинестетических и проприоцептивных ощущений; формировать активность, точность слухового восприятия; развивать зрительное восприятие; развивать произвольность и самоконтроль, ритмирование организма.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать устойчивость внимания; воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образцом; воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль; воспитывать позитивное отношение к критике.
Оборудование: сенсорный мяч, картинки, вертушка – цветок, карточки для оценивания деятельности на занятии, аппараты «Верботон ВТ 15», «Верботон ВТ 42», наушники, распределительная коробка, предуселитель, стол, подключенный к вибродатчику, микрофоны.
Предварительная работа: дифференциация звуков (Б) – (П) в слогах, работа над фонематическим анализом и синтезом; работа над слоговой структурой 2-х сложных слов.
Ход НОД
Этапы Деятельность учителя - логопеда Деятельность ребенка
1. Организа-ционный. момент
Настроить на положительную работу перед занятием. - Улыбнулись. Потянулись. Выпрямили спину. Сделали глубокий плавный вдох через нос – руки к себе, резкий выдох через рот – руки от себя.
- Закончили. Приглашаю поиграть. Выполняет
2. Тема прошлого занятия.
Совершенствовать умение воспроизводить знания в новых условиях.
- Назови картинки. Определи лишнюю.
- Какие звуки различали на прошлом занятии?
- Верно!
- Напомним правила поведения на занятии?
- Верно!
- Как оцениваем свою работу?
- Верно! Ребенок перечисляет картинки. Называет лишнюю в первом ряду, затем лишнюю картинку во втором ряду.
- На прошлом занятии мы различали звуки (Б) – (П).
- На занятии мы работаем дружно; нужно быть старательным, внимательным; отвечать на вопросы полным ответом.
- Если все задания выполнишь правильно, нужно взять карточку «СУПЕР», а если допустишь 1 или 2 ошибки, то карточку «МОЛОДЕЦ».
3. Дыхательная и зрительная гимнастика.
Работать над речевым дыханием,
развивать самоконтроль, работать над тонусом мышц глаз. - Взяли в руки вертушку – цветочек. Сделали плавный вдох через нос, плавный выдох через рот. Выполняем несколько раз.
- Следим за движением руки: вверх, вниз, влево, вправо, круговые движения, движения цветочка к носу, от носа.
- ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ Выполняет.
Выполняет.
Карточка «СУПЕР»
4. Тема предстоящего занятия.
Совершенствовать умение воспроизводить знания в новых условиях. - Послушай внимательно загадки, назови отгадку.
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает.
- Верно!
Он сети, как рыбак, готовит.
А рыбы никогда не ловит.
- Верно!
- Назови первые звуки в словах. Скажи, о каких звуках будем говорить сегодня?
- Верно!
- Это бабочка.
- Это паук.
- В словах «Бабочка», «Паук» первые звуки (Б) и (П).
- Сегодня мы будем говорить о звуках (Б) и (П).
5. Характеристика звуков (Б) – (П). - Произнесем звуки (Б) - (П, слушая стол.
- Опиши звуки (Б) – (П).
- Как стол помогает тебе различать слоги по глухости – звонкости.
- ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ Ребенок слушает вибростол, произносит звуки в микрофон
(см. Приложение 1, рис. 2).
- Звук (Б) – согласный, твердый, звонкий.
- Звук (П) – согласный, твердый, глухой.
- На звонкий звук стол начинает «прыгать», а на глухой звук – стол слышно тихо.
- Карточка «СУПЕР».
6. Пальчиковая гимнастика.
Развивать межполушарное взаимодействие. Пошли пальчики гулять (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу,
А вторые – догонять
(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики – бегом (движение средних пальцев в быстром темпе,
А четвертые – пешком (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола,
Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола мизинцами)
И в конце пути упал (хлопок кулаками по поверхности стола).
- ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ При выполнении упражнения ребенок сидит на своем месте и ритмично, поочередно, скачками двигает по поверхности стол от себя к противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
Выполняет.
Карточка «СУПЕР».
7. Работа в наушниках.
Развивать точность слухового восприятия. - Одень наушники, повтори за мной: па-па-ба, ба-ба-па, па-ба-па, ба-па-ба.
- Замени звук (П) на звук (Б) : па – ба, по -, пу -, пы - … .
- Какие звуки различали? Как помогали тебе наушники?
- ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ. Повторяет.
Работает без наушников, затем в наушниках.
(см. Приложение 1, рис. 1).
- В наушниках хорошо слышно звуки.
- Карточка «МОЛОДЕЦ», т. к. я допускал ошибки при произнесении слогов.
8. Динамическая пауза.
Работать над координацией движений.
Шел по берегу петух
(шаги на месте, руки за спиной).
Подскользнулся, в речку – бух!
(круговые движения руками, присесть).
Будет знать петух, что впредь
(ритмичный подъем, погрозить пальцем).
Надо под ноги смотреть.
(наклон вперед).
- ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ. Выполняет совместно с педагогом, затем самостоятельно.
Карточка «СУПЕР».
9. Работа с вибростолом.
Совершенствовать кинестетические и проприоцептивные ощущения.
- Предлагаю встать на стол, буду делить слова на слоги, а ты прочувствуй ступнями ног, сколько слогов в словах.
- ПА-ПА.
- Верно!
- Послушай следующее слова.
- БА-БУ-ЛЯ.
- Сколько слогов в слове?
- Верно!
- Приваживайся на стол, раздели самостоятельно слова на слоги, слушая себя в столе.
- ПАШНЯ, ПОДАРКИ.
- Назови слово с глухим звуком. Со звонким звуком.
- Как стол помог тебе в различении звуков, что ты чувствовал? Ребенок встает на стол, слушает слова, называет сколько слогов в слове.
- В слове «ПА-ПА» два слога.
- В слове «БА-БУ-ЛЯ» три слога.
Ребенок, сидя на столе, делит слова на слоги, называет сколько слогов в слове.
Ребенок называет слова с глухим и звонким звуком.
Ребенок отвечает.
10. Игра с мячом.
Развивать ловкость движений. Задание выполняется стоя.
- Замени звук (П) на звук (Б) :
- ПАС –
- ПАШНЯ –
- ПУХ –
- ПОЧКА –
- Какими звуками отличаются слова?
- ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ.
- БАС (возвращает мяч педагогу)
- БАШНЯ
- БУХ
- ПОЧКА
Ребенок отвечает.
Карточка «СУПЕР».
11. Тема последующего занятия. - Послушай загадку и назови отгадку:
Черен, да не ворон, рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет, сядет – землю роет.
- Кто это?
- Назови первый звук в слове «Жук»?
- Подскажи, о каком звуке будем говорить на следующем занятии?
- Назови одним словом «Бабочка», «Паук», «Жук».
- О ком будем говорить на следующем занятии?
- Верно!
- Это жук!
- В слове «Жук» первый звук (Ж).
- На следующем занятии мы будем говорить о звуке (Ж).
- На следующем занятии будем говорить о насекомых.
12. Подведение итогов. Рефлексия. - Скажи, чему ты сегодня научился на занятии? Что помогло тебе справится с заданиями? Посмотри, каких карточек у тебя больше?
- Ты справился с моими заданиями. Ты был внимательным, старательным! Получаешь карточку «У тебя хорошая память», «Самый старательный». Занятие окончено. Идем клеить карточку на шкафчик. - Научился различать звуки (Б) – (П).
- Помогал стол, наушники.
- Больше карточек «СУПЕР».
Приложение 1
Рисунок 1
Весь реабилитационный процесс на занятиях выстраивается в единой системе: ребенок – реабилитатор – аппарат «Верботон». Технически, он представляет собой усилитель мощности - «Верботон ВТ 15», соединенный с предусилителем - распределительная коробка, вибродатчики, подключенные к столу. Аппарат «Верботон ВТ 42» соединяется с предусилителем, микрофоном и наушниками. Ребенок постоянно воспринимает звук, что стимулирует его слушание, а восприятие речи стимулирует его речь и таким образом осуществляется необходимая связь в развитии слушания и речи.
Рисунок 2