Маргалита Владимировна
Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные требования побуждают нас специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.
Я работаю с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети с речевым заключением ОНР. А это значит что у них:
• недостаточные представления об окружающем мире,
• нарушены все стороны речи;
• снижена познавательная активность.
Все детей с дизартрическим компонентом характерно нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (подвижностью) речевой мускулатуры.
Публикация «Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача создание такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормального произношения.
Артикуляционная гимнастика это трудоемкий долговременный процесс, не всегда, поддерживается интересом ребёнка.
В своей практике на занятиях артикуляционной гимнастики я использую как классические варианты, так и переработанный мною опыт своих коллег, и компьютерные программы (рисунки подсказки, адоптированные истории, сказочные истории из жизни язычка, «Волшебный сундучок» (мелкие игрушки, авторские сказки. Это позволяет повысить динамичность и эффективность всего коррекционного образовательного процесса.
Наши дети «дизартрики» затрудняются по подражанию и по речевой инструкции воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, поэтому в коррекционной работе существенную роль играет формирование у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.
При выполнении артикуляционных упражнений, заметила, что дети помогают себе рукой найти или проверить правильность артикуляционного уклада. Подключила движение руки в артикуляционную гимнастику. Теперь для детей это «пальчик контроль», а в логопедии это «сопряженная гимнастика».
Сопряжённая гимнастика это совместные движения руки и артикуляционного аппарата.
Опираясь на более сохранный зрительный анализатор, составила подготовительный комплекс упражнений сопряжённой гимнастики, т. е ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавила движение кистей и пальцев рук. (АЛЬБОМ) Этот комплекс упражнений оформлен в виде альбома, а также на электронном носителе. Отрабатывала упражнения на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Начинала с самого простого упражнения «Бегемот». Получилось не с первого раза, дети либо выполняли движения кистью руки и забывали про артикуляцию, либо наоборот.
Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, происходит межполушарное взаимодействие. Таким образом, развивая моторику, мы создаё м предпосылки для становления психических процессов: восприятие, ощущения, внимания, памяти и мышления.
Сопряжённую гимнастику провожу ежедневно 2 раза в день. Утром перед завтраком со всей группой и индивидуально с каждым ребенком или подгруппой детей с одинаковыми нарушениями. Вот альбомы с авторскими сказками. Сюжет для сказок прост. Но самое важное, что ребёнок видит не только артикуляцию, но и положение руки, как образ положения языка или губ. Это направленно на выработку точности движений, на формирование умения удерживать артикуляционные органы в определённом положении.
Третью сопряжённую гимнастику проводят воспитатели во второй половине дня. Материал к ней готовлю сама, в основном на закреплении отработанных навыков. Подбираю его таким образом, чтобы сочетались и артикуляционно -моторные упражнения, включаю упражнения по обогащению словаря и закрепление грамматических категорий и упражнения для становления психических процессов, а так же сохранение зрения с двигательной активностью.
Выполняя такую сопряжённую гимнастику, ребёнок не замечает, что его учат. Преодоление трудностей проходит легче.
Артикуляционная гимнастика становится интересной, использования руки, как образ положения языка, наглядность, выстроенного на сказочном сюжете, многократность повторения это развивает и укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Я надеюсь, что предложенный мною опыт, вызовет интерес учителей-логопедов и воспитателей, а главное – принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения, развитию пальчиковой моторики, памяти, внимания, мышления, совершенствованию координации движений.
Литература:
Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. N 4.
Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно - голосовые упражнения. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Новотороцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 1999.
Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем. - М. : ЗАО Центрполиграф,2005.
Сайты интернета:
https://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BB%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&clid=1168060&lr=62