Бардышева Наташа
Методика проведения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений: языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в развитии ребенка.
Точность, сила и дифференцированность движений развиваются постепенно.
Публикация «Методика проведения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Говоря о специальной логопедической гимнастике, мы имеем в виду упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Наиболее подвижным речевым органом является язык (особенно кончик языка и его боковые края). От их работы зависит качество произносимых звуков.
Кончик языка может:
- опускаться за нижние зубы (при звуке с, з, ц)
- подниматься за верхние зубы (при звуке т, д, н)
- прижиматься к верхним альвеолам (при звуке л)
- вибрировать, дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р)
- подниматься к твердому нёбу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (при звуках ш, ж, щ).
Подвижность губ так же играет важную роль в образовании звуков и оказывает влияние на их качество.
Губы могут: вытягиваться в трубочку, округлятся на звук о, обнажать передние верхние и нижние зубы, слегка выдвигаться вперед рупором (при звуках ш, ж).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения.
Принцип отбора артикуляционных упражнений зависит от особенностей структуры дефекта звукопроизношения.
Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
Для каждого ребенка комплекс составляется индивидуально с учетом его компенсаторных возможностей. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп.
Упражнения перед зеркалом выполняются взрослым совместно с ребенком.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, с целью зрительного самоконтроля (исключение составляют дети с тяжелой формой дизартрии, так как их артикуляционные движения непроизвольно сопровождаются гримасами, синкинезиями сопровождающими движениями).
При выполнении артикуляционной гимнастики зрительный контроль у таких детей используется выборочно, с учетом формы и степени дизартрии.
Каждому упражнению в соответствии с выполненным действием придумывается игровой образ.
Дозировка (количество повторений) одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребенка.
На первых занятиях в связи с повышенной утомляемостью упражняемой мышцы, иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений.
В дальнейшем количество повторений возрастает от 15 до 20.
Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более 1/3. две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится.
Упражнения для мышц языка.
1. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в
расслабленном, спокойном состоянии под счет 5-10. следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.
2. Рот открыт, губы растянуты в улыбке (оскал, высунуть язык наружу
«иголочкой» («жалом», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу или конфете; или сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево, к средней линии рта, фиксировать его в таком положении. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
3. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунуть, чередовать широкий,
распластанный язык «лопатой» с узким «жалом», «иголочкой». Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
4. «Почистим зубки», верхние, затем нижние. Рот открыт, губы в улыбке.
Широкий кончик языка вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, язык не сужался.
5. «Качели». Рот открыт, губы улыбаются, поднимать и опускать широкий
язык к верхним и нижним зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.
6. «Оближи варенье с верхней губы». Рот открыт, губы в улыбке, широким
передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до нёба. Следить, чтобы язык был все время широким, а его кончик завернутым. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
7. «Барабанщики». Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднять
за верхние зубы и многократно произносить ды-ды, сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Следить, чтобы произнесение носило характер четкого удара, кончик языка не подворачивался, и ощущалась четкая выдыхаемая струя воздуха. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.
8. «Лошадка». Рот закрыт, присасывание к небу языка и отрыв от него со
щелчком спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, челюсть зафиксирована указательным пальцем.
9. «Чей пароход гудит лучше». Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка
опущен вниз и оттянут назад, спинка выгнута, длительно произносить звук ы. следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен, находился в глубине рта, спинка языка была выгнута.
Упражнения для круговой мышцы рта (губ) и щек.
1. «Надуй шарик». Надувание обеих щек одновременно.
2. Попеременное надувание и втягивание щёк.
3. «Хоботок» с последующим оскалом при сжатых челюстях: при вдохе
«пьет» воздух, при выходе произносит звуки с, з, и.
Список литературы
1. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва «Основы логопедии».
2. М. А. Поваляева «Дидактический материал по логопедии. Сказки о веселом язычке».