Светлана Косякова
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более двух-трёх упражнений. Последние выполняются подгруппами из четырёх – шести человек.
Публикация «Указания к проведению артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приёмы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено. руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, в противном случае, артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом: а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, б) показывает его выполнение, в)упражнение выполняют все дети, г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребёнку. Что он делает упражнение неверно,- это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»).
Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удаётся не совсем. Он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или даёт задание родителям отработать эти движения дома (по 2-3 мин. 2 раза в день –утром и вечером).
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, если это усилие нарушается, необходимо отработать с ребёнком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. Следует также направлять к логопеду тех детей. у которых при выполнении упражнений долго не вырабатывается точность. устойчивость и плавность органов артикуляционного аппарата.