Татьяна Бурмистрова
Картотека артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
• Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
• Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Публикация «Картотека артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
• На одном занятии не следует давать больше двух-трёх упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
• Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый ( показ примера: упр. «Качели»).Это необходимо для того. чтобы у ребёнка выработалось устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
• Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук ненапряженны и не двигаются).
• При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.
• Инструкции следует давать подробно, например: «Улыбнись; покажи зубки; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком (д-д-д). Проверять выполнение ребёнком упражнения следует так же поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
• Если звук поставлен. Надо постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно, употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.
• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, что бы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить в начале занятия, в течение трёх-пяти минут.
• При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определё нную последовательность: идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
• Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причём новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления.
• Артикуляционную гимнастику можно проводить, только видя, как выполняет каждый ребёнок.
Организация работы воспитателем:
— рассказывать о новом упражнении используя игровые приёмы;
— показывать его выполнение;
— упражнение выполняют все дети;
— воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5
человек)
Упражнение «ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка при этом не вытянут и не заострен. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Язычок трудился и устал,
На лошадке поскакал:
«Цок, цок, цок».
Упражнение «КОМАРИК»
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан» (см. ниже).
Язычок я подниму,
За зубки спрячу, удержу
И комариком звенеть начну:
«Дз-з-з-з».
Упражнение «БАРАБАН»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. язык при произнесении звука [д] упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами шпатель шириной 1 см.
Язычок мы укрепляем –
В барабан играем:
«Д-д-д-д!»
Упражнение «МОТОРЧИК» (основное упражнение)
Во время длительного произнесения звука д или з (см. упражнения «Барабан», «Комарик») производить частые колебательные движения деревянным шпателем (на шпатель надета обычная соска).
Волшебный ключик я возьму,
Язычок вверх подниму,
Ему немножко помогу
И моторчик заведу:
«Д-д-д, др-р-р-р!»
Упражнение «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
В щеточку язык преврати.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри.
Упражнение «СЧИТАЕМ НИЖИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Язычок лопаткой побывал
И ямку выкопать мечтал.
Каждый зубик посчитал.
Упражнение «ЛЯГУШКА»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам –
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану,
И нисколько не устану.
Упражнение «ХОБОТОК»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения «ЛЯГУШКА» - «ХОБОТОК»
На счет «один – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».
Улыбнусь я как лягушка –
Растяну свои губки к ушкам.
А теперь слоненок у меня –
Хоботком губки тяну я.
Упражнение «ЛОПАТКА»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язычок лопаткой положу.
И под счет его я так держу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язычок мы будем расслаблять!
Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно его высовывая и втягивая.
Непослушный язычок
На губу ты положи,
«Пя-пя-пя» произнеси.
Хорошенько накажи.
Упражнение «КИСКА СЕРДИТСЯ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «один» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Кошка на скамейке спала,
Шерстку на солнышке грела она.
Вдруг мышка прошла.
Кошка проснулась, спинку прогнула
И за мышкой пошла.
Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК»
Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
Ослик встретился в пути,
Предложил нас подвезти.
Язычок наш согласился,
Широко всем улыбался,
Песню он в пути запел:
«Ие! Ие! Ие!»
Упражнение «ТРУБОЧКА»
Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку».
Язычок сложили в «трубочку» -
Стали похожи на дудочку.
Сильно подули,
Даже пушинки все сдули.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Упражнение «БУБЛИК»
Выполнять упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.
Бублик мы изобразили –
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
Упражнение «ФОКУС»
Положить на самый кончик носа маленький комочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть комочек ваты с кончика носа.
На носик – ватку,
Язычок – наверх.
Подуй хорошенько,
Развесели всех.
Упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упражнение «ПАРОХОД»
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук [ы]. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
Упражнение «ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался – он должен быть широким.
Индюку
И лучший друг
Честно скажет:
«Ты – индюк!»
Упражнение «ПОЙМАЕМ МЫШКУ»
Улыбнуться. Произносить звук [а], одновременно прикусывая зубами широкий кончик языка. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук [л].
Кошка пошла на охоту:
Возле норки лежит –
Мышку в норке сторожит.
Вылезет мышка из норки,
А кошка ее хвать –
И поймает. Вот так.
Упражнение «ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть язык, острым как жало.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким острием.
Упражнение «ОКОШКО»
На счет «один» широко открыть рот («окошко» открыто, на счет «два» закрыть рот («окошко» закрыто).
Кто в домике сидит
И в окошечко глядит?
Это язычок сидит
И в окошечко глядит.
Упражнение «ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК»
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
Зубки в расческу вдруг превратились
И язычок хорошо причесали,
И тщательно его размяли.
Упражнение «ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «один – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Смотрит влево, смотрит вправо:
Все ли там в порядке?
Упражнение «ТОЛСТЯЧОК»
Надувание обеих щек одновременно. Затем надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
Воздух в ротик набираем,
Щечки сильно надуваем –
Толстячка изображаем.
Воздух держим, не отпускаем.
Упражнение «ХУДЫШКИ»
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
Толстыми щечки были.
Воздух вышел – ой, ой, ой!
Щечки быстро похудели
И худышку получили.
Упражнение «ТЯНИСЬ ДО НОСА»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Язычок лопаточкой вверх потянем
И до носика достанем.
Упражнение «КАТУШКА»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должна двигаться.
Наш веселый язычок –
Он совсем не новичок.
В зубки упирается
И в катушку превращается.
Ты за ним понаблюдай
И все так же выполняй.
Упражнение «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите.
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Упражнение «ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Язык – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка гриба. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка».
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.
Упражнение «ГАРМОШКА»
Положение языка как в упражнении «ГРИБОК», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю –
Рот пошире открываю,
К небу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
Упражнение «МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем –
Маляру мы помогаем.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «один – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Рот пошире открываю –
Я зарядку выполняю.
Язычок вверх – вниз поднимаю,
Будто качели я качаю.
Упражнение «Посчитаем верхние зубы»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.