Генварева Надежда
Конспект занятия в младшей группе «В гостях у бабушки Варвары»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с детьми младшей группы «Журавушка»
Тема «В гостях у бабушки Варвары».
МБДОУ Црр-детский сад №38 «Солнышко» п. Фряново Щелковского района Московской обл. сти.
Воспитатель: Генварева Надежда Константиновна.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о жизни людей в старину. Познакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта их назначении и применении (печь, посуда, утюг, ухват, скалка, со старинной одеждой.
Публикация «Конспект занятия в младшей группе „В гостях у бабушки Варвары“» размещена в разделах
2. Воспитывать интерес и бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
3. Обогатить словарь детей народными загадками, потешками, новыми словами. Воспитывать интерес к русскому фольклору.
4. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
5. Обогащать представления о своей семье, о членах его семьи. Воспитывать любовь к близким людям.
Для родителей: Привлекать родителей к изучению истории родного края, посещение историко-краеведческого музея п. Фряново вместе с детьми, вызвать интерес к изучению истории своей семьи. Сбор экспонатов, предметов быта. Прогулки с родителями по улицам посёлка.
Чтение детской исторической литературы с детьми.
Актуальность темы: связана с нравственным воспитанием подрастающего поколения. В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, много нового и интересного. Приобщение детей к культурно-историческомсу наследию своего поселка, своей страны. что является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности, уважения к своему поселку, к Родине. Дети узнают много нового и интересного об их прошлом. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, вызвать интерес к изучению истории жизни, традициям нашего народа, готовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию окружающей красоты, через глубокое познание духовного богатства своего народа, его истории и освоения народной культуры.
Предварительная работа:
1Знакомство детей с деревенской утварью.
2. Беседы с детьми: «Родной дом», «Мои родители». Выставка фотографий «Моя семья».
3. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах. Заучивание потешек, песенок-потешек для народных игр.
4. Дидактические игры «Угадай загадку, подарю отгадку», «Что в коробе
моем?».
5. Проведение мастер- класса совместно с родителями по изготовлению тряпичной куклы.
Методы и приё мы:
Наглядные: Рассматривание деревенской утвари, слайдов, рассматривание иллюстраций.
Словесные: беседы с детьми, художественное слово (произведения малых фольклорных форм), рассказ педагога, рассказы детей.
Игровые: Русские народные игры с использованием потешек, словесно-речевые игры.
Проектные: Создание в группе «Журавушки» мини-музея тряпичной куклы, старинной ложки.
Материал:
Русские сарафаны, косоворотки, чуни (для детей, старинная деревенская утварь, частичный интерьер русской избы, видеослайды.
Ход занятия:
Начало: Дети на лошадке едут в гости к бабушке Василисе. (У ведущего ребенка в руках дуга с колокольчиком. На экране слайд с изображением поля, вдоль которого тянется деревенская дорога.)
Навстречу детям идет бабушка Василиса.
Бабушка Варвара : Куда это вы путь держите? Не ко мне ли едите?
Ответы детей: Мы едем в гости к бабушке Василисе.
Бабушка Варвара : А я по ягоды ходила, хотела для гостей пирогов испечь. А вот и мой дом. (На слайде изображен деревенский дом) живу я в старинной избе. Он не похож на ваши дома, в которых вы живете вместе с. А из чего построен мой дом?
Ответы детей:
Бабушка Варвара : Правильно мой дом построен из брёвен, украшен наличниками. Прошу, гости дорогие, заходите в избу. (дети заходят в горницу) бабушка Василиса обращает внимание на одежду детей. «Какая красивая на вас одежда».В старину мама сама шила для своих деток одежду и украшала её, для девочек- сарафаны, для мальчиков –рубахи. А что это у вас на ногах?
Ответы детей:
Затем дети рассматривают внутреннее убранство горницы. Всё здесь не похоже на обстановку в ваших домах. Всеми предметами, которые вы видите пользовались очень давно. (Дети вместе с хозяйкой рассматривают предметы обихода).
Бабушка Варвара : А что в избе было самым главным? Послушайте и отгадайте мою загадку. Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. «Летом спит, зимой горит. Пасть открывает, что дают – глотает (печь).
Ответы детей.
: «Правильно, это печка. Печь обогревала жилище, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней, на ней спали маленькие дети.
Ребё нок читает стихотворение: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
А вот послушайте еще загадку «Чтоб в морозы печь топить, их должны мы нарубить и поленницей сложить? (на экране –печь и поленница из дров).
Ответы детей:
В игровой форме дети «вступают в диалог» с предметами.
Бабушка Варвара : А послушайте еще мои загадки:
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар).
Правильно дети, это самовар, он был хозяином на столе.
Ребенок читает стихотворение : Я у бабушки в деревне
увидала самовар,
он блестящий и огромный
выпускает шумно пар.
А что в самоваре готовили?
Ответы детей:
Бабушка Варвара :
Молодцы, все знаете. (затем предлагает детям посмотреть на экран, где мама разливает чай для своей семьи) Предлагает детям сравнить самовар и чайник.
Ответы детей:
Бабушка Варвара : Напьется вся чаю и давай играть в веселые игры.
Детям предлагается игра «Карусель».
Бабушка Варвара : А теперь послушайте другую загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас ребята знает? (чугунок)
Ребенок читает стихотворение:
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу варит чугунок.
Бабушка Варвара : А это за деревянная палка (показывает на скалку). Что ей делали?
Ответы детей:
Бабушка Варвара : Правильно это скалка, ей раскатывали тесто, когда пекли пироги, ваши бабушки и мамы ей и сейчас пользуются. Давайте попробуем вместе (дети показывают движением рук).
Ребенок читает стихотворение Ладушки, ладушки
Испечём оладушки.
На окно поставим,
А остынут поедим
И воробышкам дадим.
Бабушка Варвара :А это что такое (бабушка Василиса показывает на утюг).
Ответы детей:
Бабушка Варвара : Правильно, это утюг им гладили раньше бельё. Это
железные утюги, которые нагревались при помощи горящих углей. Детям предлагается поднять утюжок. Ох и тяжёл утюг. (На экране фото- мама с сыном гладят бельё, детям предлагается сравнить утюги).
Раньше у каждого члена семьи была своя ложка, её вырезали из дерева липы.
Бабушка Варвара :Вот еще загадка «Сами не едим, а людей кормим.» Покажите что это? (дети находят деревянные ложки)А вы знаете зачем нужны ложки? Ложкой не только ели, а еще они используются как музыкальные инструменты. Давайте поиграем на ложках.
Дети танцуют танец с ложками.
Бабушка Варвара : Вот порадовали вы меня, а за это я вас угощу пирогами, которые повезете в детский сад детям и гостям. Понравилось вам у меня?
(спрашивает у детей кому что больше всего понравилось). Я очень рада, а теперь пора в путь дорогу собираться. Жду вас ещё в гости. До свидания! Дети уезжают на лошадке в детский сад.