Людмила Саитова
Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд
Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации 2015 – 2019 учебный год
2 слайд
К. Д. Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” именно поэтому я обратилась к нравственным ценностям, к русской народной культуре нашего народа.
Публикация «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» размещена в разделах
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями национальной культуры.
А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”
Для каждого человека, в какой бы стране он ни родился, к какому бы
народу ни принадлежал, важно знать родное слово, чувствовать и понимать его. Ведь именно через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ни что так не помогает нам в этом, как народное творчество : песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы и сказки.
Если мы хотим, чтобы наши дети росли развитыми в духовном плане, уважали свой народ и свою страну, нужно прививать любовь к устному народному творчеству. И лучше начать это делать с колыбели, с самого раннего детства, когда малыши открыты для восприятия новой информации, с удовольствием слушают и повторяют то, что говорят им взрослые.
3 слайд
Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Приобщение к элементам русской народной культуры в целях речевого и художественного развития дошкольников.
4 слайд
В процессе работы над темой решаю задачи:
- Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- разработать программу по данной теме;
- внедрить программу в работу;
- обобщить опыт работы по данной теме.
- создать необходимые условия по приобщению дошкольников к русской народной культуре;
- воспитывать у дошкольников интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т. д. ;
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, устного народного творчества, знакомство с календарными праздниками, их обычаями,
традициями.
5 слайд
Содержание работы:
- Выявление уровня сформированности представлений о народной культуре у дошкольников;
- Изучение передового опыта педагогов и психологов по приобщению дошкольников к русской народной культуре;
- Изучение и анализ педагогической психологической, методической литературы по изучаемой теме;
- Разработка методических материалов по теме.
6 слайд
В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, создана картотека: закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы "би-ба-бо", настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку". Развивающая среда в группе способствует речевому и познавательному развитию детей.
7 слайд
Формы образовательной работы с детьми:
Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре провожу через все виды деятельности, с использованием различных форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам запланированы:
- Календарные, фольклорные, обрядовые праздники и развлечения;
- Игры- путешествия с детьми;
- Организованные занятия.
- Чтение и слушание стихов, сказок, потешек, прибауток, проговаривание. повторение;
- Сюжетно-ролевые игры с элементами драматизации;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры с проговариванием и произношением;
- Рассматривание иллюстраций, с произношением,
- Инсценировки отрывков из знакомых сказок;
- Пальчиковая гимнастика.
- Наблюдения в быту и природе.
- Экскурсии в русскую избу и библиотеку.
- Организация конкурсов рисунков и поделок
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Встречи с интересными людьми.
8 - 9 слайд
Содержание работы с родителями
10 слайд
Взаимодействие с педагогами:
- Участие в семинаре-практикуме;
- Создание картотеки по теме самообразования;
- Участие в педсовете с выступлением, анализом проделанной работы;
- Показ и посещение открытых мероприятий;
- Консультация для педагогов: «Театр скороговорок»;
- Публикация материалов по данной теме.
11 слайд
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.