Зарецкая Екатерина
Проект: «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры»
Актуальность.
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, народным творчеством.
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
Знакомить детей с русским фольклором через детские песенки, прибаутки, сказки.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Хохломе, Дымкове, русской народной игрушке).
Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
Развивать интерес к изучению истории русского народа, русского народного творчества.
Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
Вид проекта : творческий, познавательный.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : Дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели,
учитель-дефектолог, родители.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром, ручной труд, чтение художественной литературы.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
подбор необходимой литературы;
подбор произведений русского народного творчества;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
подготовка материала для продуктивной деятельности;
картотека подвижных, хороводных, дидактических игр;
выставки книг, рисунков, поделок;
создание условий для проведения открытого мероприятия (оформление групповой комнаты).
Презентации (ремесла)
План реализации проекта :
1 этап – подготовительный
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Написание плана проекта
2 этап – основной
Реализация проекта через различные виды деятельности детей.
3 этап – заключительный.
Открытое занятие – посиделки «К бабушке Варварушке в гости на оладушки».
План работы:
1. Рассматривание иллюстраций альбома и беседа «История жилища»
Задачи: - углубить знания детей об истории жилища; учить понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище.
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
2. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Задачи:- продолжить знакомить детей с жилищем русского человека, разъяснить понятие горница, ее устройство;
- совершенствовать знания о предметах народного быта.
3 Знакомство с малыми фольклорными формами: пословицы и поговорки.
Задачи: - познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками
- разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;
- вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной
жизни, в нужных ситуациях.
4. Знакомство с дымковской игрушкой, рисование элементов дымковских узоров.
Задачи:- познакомить с историей Дымковской игрушки.
- учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам дымковской росписи, располагая его на силуэтах дымковских барышень.
- закреплять умение детей рисовать линии, точки, кольца всем ворсом и концом кисти.
5. Просмотр презентации «Ремесла» и беседа о ремесленниках.
Задачи: - Рассматривание выставки изделий народного промысла. -познакомить с народными промыслами : гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек;
-создание выставки «Изделия народного промысла».
-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.
6. Раскрашивание силуэтов дымковских барышень.
Задачи: - Закрепить умение создавать узоры по в стиле дымковской игрушки.
- воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, желание самостоятельно расписывать заготовки декоративных изделий.
7. Рассматривание иллюстраций и беседа «Русский народный костюм»
Задачи: -показать красоту национального костюма, выделить его элементы;
-воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в
театрализованных представлениях.
8. Знакомство с русскими народными сказками.
(«Гуси-Лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка»
Задачи: - формировать у детей знания о русских народных сказках.
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
- прививать любовь к книге.
- развивать речь, активизировать словарный запас.
9. Знакомство с русскими народными играми («Золотые ворота», «Ворон», «У медведя во бору»)
Задачи:-познакомить с русскими народными играми;
-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;
-воспитывать чувство коллективизма.
10. Экскурсия в библиотеку «Русское народное устное творчество»
Задачи:- способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки);
11. Театральная деятельность «Расскажу я сказку» (по желанию детей)
Задачи: -познакомить с многообразием русских народных сказок;
-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,
выражением лица и глаз;
-вызвать интерес к театрализованным представления
12. Лепка «Герои русских народных сказок»
Задачи: - прививать детям любовь к русским народным сказкам;
- закреплять умение воплощать в лепке образы сказочных героев;
- закреплять знакомые приемы лепки, умение подбирать цвет пластилина в соответствии с образом.
13. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и песнями. - познакомить со звучанием русских народных инструментов;
Задачи: формировать эстетический вкус детей;
- развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство,
- закреплять навыки звукоизвлечения на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, гусли, колокольчики);
- воспитывать интерес и любовь русской народной песне
14. Беседа «Что мы узнали на этой неделе»
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей по теме проекта.
15. Изготовление русской народной куклы - познакомить детей с изготовлением русской народной куклы;
- вызывать желание самим сделать тряпичную куклу.
16. Посиделки «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»
Задачи: - воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре;
- продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа;
- продолжать знакомить с фольклором;
-развивать эмоциональную отзывчивость