Мария Иванова
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практико-ориентированный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».
Авторы проекта: Хвадина А. В., Молокова С. В.
Продолжительность проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Тип проекта: Информационно-практико-ориентирован.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Данная тема очень важна, т. к. наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива. В соответствии с этим в нашем детском саду реализуется система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».
Цель проекта:
Формирование духовно - нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Задачи:
• Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
• формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу;
• охранять и укреплять душевное, духовное и физическое здоровье детей;
• заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
• воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Продукт проектной деятельности:
Театрализованная постановка «Марья-краса, длинная коса».
Продукты проекта:
Для детей:
• аппликация «Сервиз с городецкой росписью»;
• лепка и роспись по скульптурному пластилину «Дымковская барышня»;
• инсценировка сказки «Морозко»;
• лепка и роспись по скульптурному пластилину «Филимоновский петушок»;
• Музыкальное развлечение «Ой, ты масленица!»
Для педагогов:
• разработка тематического проекта по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре» для детей и взрослых;
• подбор методического материала;
• выставка книг, игрушек;
• подбор материала для родителей: папки-раскладки.
• подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
• подбор подвижных игр.
Для родителей:
• информационный материал: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре»
• выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
• музыкальное развлечение «Осенняя ярмарка», театрализованная постановка «Марья-краса, длинная коса».
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
• пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
• формирование чувств национального достоинства;
• широкое использование всех видов фольклора.
Родители:
• объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;
• обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
• становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
• систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
• повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий.
Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный)
• постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
• подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
• подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин;
• организация развивающей среды в группе.
Сентябрь
Выбор темы проекта; подбор литературы; составление плана тематических мероприятий.
2 этап (основной)
Был составлен план реализации проекта (системная паутинка) в соответствии с образовательными областями.
• ознакомление детей с художественной литературой;
• проведение бесед;
• рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию;
• работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);
• проведение занятий;
• проведение мероприятий;
• прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
• рисование с детьми на данную тематику;
• создание презентации.
Сентябрь
1. Тема: «Приглашение к путешествию».
Цель: конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы, познакомить с устаревшими формами обращения и с русской традицией гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре русского народа, познакомить с пословицами и поговорками: «Из гнилого леса ненадолго изба», «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Семья в куче – туча».
2. Тема: «Хлебосольство»
Цель: познакомить детей с одной из традиций русского народа – гостеприимство (хлебосольство, рассказать о народных праздниках, которые сопровождались хлебосольством, формировать любовь к близким, семье. Воспитывать черты характера (вежливость, внимание, уважение к окружающим). Познакомить с пословицами о гостеприимстве «Все, что в печи, - на стол мечи», «Хлеб на стол – так и стол – престол, а хлеба ни куска. Так и стол доска», «Ушел не солоно хлебавши».
Октябрь:
1. Тема: «Русский народный костюм»
Цель: познакомить с историей русского костюма, с особенностями его внешнего вида, сравнить с современной одеждой, воспитывать уважение к труду рукодельниц, бережное отношение к предметам, имеющим историческую ценность.
2. Тема: «Коли ясно, то и осень прекрасна»
Цель: расширять представления детей о многообразии сезонных изменений в природе через загадки, приметы, пословицы об октябре. Беседа о празднике Покров, знакомство с предметами домашнего быта – деревянным корытцем, тяпкой. Пословицы: «Октябрь – месяц близкий к пороше», «В октябре на одном часу и дождь, и снег», «Коли ясно, то и осень прекрасна».
3. Тема: аппликация «Сервиз с городецкой росписью»
Цели: Развивать воображение, творчество; развивать эстетическое восприятие; продолжить знакомство детей с Городецкой росписью; продолжать учить детей приемам вырезания, наклеивания, умению планировать свою работу, доводить дело до конца; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
4. Осенняя ярмарка (музыкальный праздник)
Ноябрь:
1. Тема: «Нижний Новгород – мой город родной»
Цель: расширять представления о городе, почему город назван Нижним Новгородом, познакомить с памятными местами города, с его сердцем – Кремлем – его назначением. Формировать любовь к родному городу, гордость за него.
2. Выставка рисунков по русским народным сказкам «Коллаж сказок»
Декабрь:
1. Тема: «Здравствуй Зимушка – зима».
Цель: расширять представление детей о зиме, месяце «декабрь», познакомить с сезонными изменениями в природе, продолжать знакомить с жизнью диких животных в зимнее время. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
2. Тема: лепка и роспись по скульптурному пластилину «Дымковская барышня»
Цель: познакомить детей с дымковской росписью, с ее отличительными особенностями, расширять представление о художественных промыслах; рассказать об истории возникновения дымковской росписи, учить видеть и выделять основные элементы.
Январь:
1. Тема: «Рождественские чудеса»
Цель: познакомить детей с традициями празднования праздника Рождества, с историей возникновения праздника.
2. Тема: «Пришла коляда – отворяй ворота»
Цель: продолжить знакомить детей с традициями русских народных гуляний.
3. Тема: «Живёт в народе песня»
Цель: расширять представление детей о многообразии русской культуры, одной из которых является песня, учить видеть связь песни с жизнью, бытом народа.
4. Инсценировка сказки «Морозко»
Февраль:
1. Тема: «Пройдёт зима холодная»
Цель: обобщить представления детей о времени года зима, познакомить с особенностями этого времени года в Росии, с традициями, посвященными зиме.
2. Тема: «Мы за чаем не скучаем»
Цель: познакомить детей с историей возникновения чая, с чаем разных сортов. Научить правильно заваривать чай. Вспомнить правила гостеприимства и народные традиции чаепития (самовар, тульский пряник, продолжать знакомить с народными пословицами и поговорками: «Где есть чай, там и под елью рай», «Самовар кипит - уходить не велит».
3. Тема: лепка и роспись по скульптурному пластилину «Филимоновский петушок»
Цель: познакомить детей с этапами изготовления игрушки, истории возникновения этого промысла, учить созерцать красоту предмета, развивать эстетическое восприятие.
Март:
1. Музыкальное развлечение «Ой, ты масленица!»
Цель: познакомить с обрядом проведения народного праздника «Масленица». Поддерживать интерес детей к событиям происходящим в стране, городе.
2. Тема: «Сердце матери лучше солнца греет»
Цель: рассказать о празднике. Беседа о Маме с включением пословиц и поговорок о маме. Воспитывать любовь к маме, уважение к близким людям (бабушке, сестре, побуждать детей сделать добрые поступки, быть вежливыми.
3. Тема: «Пришла весна – красна!»
Цель: обратить внимание детей на происходящие в природе изменения в связи со сменой времен года; познакомить с литературными произведениями, произведениями искусства, воспевающими красоту весны; формировать чувство прекрасного.
Апрель:
1. Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам»
Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными сказками, дать представление о их написании, почему они называются народными, развивать интерес к печатному слову, учить вслушиваться в ритм и мелодику текста, воспитывать интерес к народному слову.
2. Тема: «Пасхальные традиции»
Цель: познакомить с праздником, с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Формировать представление о празднике – его значении для народа, о традициях печь куличи, красить яйца, развивать интерес к народной культуре.
3 этап (заключительный)
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Итогом нашей работы по проекту стала театрализованная постановка по мотивам русской народной сказки «Марья-краса, длинная коса».
• анализ результатов проекта;
• презентация по итогам реализации проекта;
• театрализованная постановка «Марья-краса, длинная коса»; презентация проекта.
Системная паутинка к проекту.
Образовательная область физическая.
• Разучивание русских народных подвижных игр
• Разучивание русских народных хороводных игр
(«Гуси-лебеди», «Пятнашки», «Горелки» и др.)
Образовательная область познавательная.
• Знакомство с малыми формами фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, их заучивание
• Знакомство с русскими народными играми
• Знакомство с русскими народными костюмами, атрибутами быта
• Знакомство с праздниками, традициями русского народа
Образовательная область социально-коммуникативная.
• Инсценировки русских народных сказок
• Разучивание и разыгрывание по ролям потешек
• Привлечение к участию в отмечании традиционных праздников (масленица, пасха, рождество)
Образовательная область речевая.
• Чтение произведений русского народного фольклора
• Заучивание элементов русского народного фольклора
• Знакомство с устаревшими словами (архаизмами)
Образовательная область художественная.
• Знакомство с русскими народными сказками
• Рассматривание иллюстраций к ним
• Изобразительная деятельность по мотивам русской народной культуры
• Лепка, аппликация по мотивам русского народного творчества
(Э. Успенский «Матрешки», стихотворения «Веселая Дымка», «Синие птицы по белому небу», Н. Носов «Метро», П. Воронько «Лучше нет родного края»; малые фольклорные формы (потешки, заклички, песенки и т. д)
Слушание музыки:
• Плясовая: «Ах вы сени»; «Как у наших у ворот».
• Хороводная: «Со вьюном я хожу»; «Пошла Млада за водой».
• Колыбельная: «Котя-котик-коток».
Разучивание элементов русских народных хороводов, танцев.
Знакомство с русскими народными инструментами.
Приложение.
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:
1. как жили наши предки?
2. какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники?
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6. Надо ли знать народные сказки и былины?
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?
9. Какие народные игры Вам известны?
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий?
Литература:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
2. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина».
3. О. А. Скоролупова «Занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с рксским народным декоративно – прикладным искусством».
4. Русские народные сказки.
5. Е. А. Алябьева часть 1 «Загадки, потешки, прибаутки».