Екатерина Ворожцова
Установление сотруднических отношений между ДОУ и родителями через организацию родительских вечеров (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень эмоционального и социального развития ребёнка.
В Концепции дошкольного воспитания написано «…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условиях развития интереса родителей к вопросам воспитания. Так же очень многое для ребёнка зависит от складывающих в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых : воспитателей, специалистов, родителей – их отношения самим к себе, друг к другу, ребёнку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка.
Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Для них становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка? Как с ним играть? Как справиться с его капризами и непослушанием?
Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы?
Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей должен стать детский сад. Так как ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания, развития стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования написано, что ДОУ должно соблюдать требования к взаимодействию образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников. Воспитатели и педагог – психолог находятся в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняют им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса. Педагогически и медицинские работники консультируют родителей по всем вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Педагоги организуют помощь родителям по вопросам развития ребёнка и совместную деятельность детей и родителей с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Решая эту проблему, я поставила перед собой цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Для этого необходимо было решить следующие задачи: создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; внедрить в практику нетрадиционную форму в работе с родителями, как Родительский вечер; помочь родителям перейти от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Работа с родителями включают в себя как индивидуальную работу с каждым их них, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи я активно использую инновационные формы и методы: групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных; организация Дней открытых дверей; театрализованные представления для детей с участием родителей; практикумы; организация совместных походов в лес и родительский вечер.
Родительский вечер - это праздник общения родителей друг с другом, со своим ребёнком, с коллективом дошкольного учреждения.
Эта форма совместной работы формирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные знания для занятий с детьми дома. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ.
Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В структуру Родительского вечера вносятся различного рода новые элементы с целью повышения родительского интереса к этим мероприятиям. Можно выделить следующие основные требования к построению совместного с участием семьи и сотрудников детского сада :
Активизация родителей. Соблюдение этого требования проявляется в том, что родители имеют возможность быть активными участниками любого действа: говорить, спорить, играть, соревноваться. Для этого имеет смысл включать в мероприятия такие методы и приёмы, как ролевые, деловые, спортивные, дидактические игры; анкетирование или тестирование; обмен мнениями или своим опытом в воспитании детей; обсуждение проблемных ситуаций.
Актуальность информационного блока. Реализация этого требования строится на основе выявления интересов родителей. Для выполнения этого требования можно использовать следующие методы и приё мы: выступление специалистов; обмен мнениями, опытом; обсуждение проблем; ответы на вопросы, в том числе на анонимные из почтового ящика; дополнительная информация в виде буклетов.
Наличие развлекательной части. Необходимость такого требования связана с проблемой снижения родительского интереса к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребёнка в детском саду. Для реализации этого требования используются следующие методы и приё мы: концерты (детские, родителей для детей, совместные); игры; драматизации (детские и совместные); походы в театр, на выставки, в лес, парк; выступление артистов в детском саду; дискотеки для детей и родителей (танцевальные паузы); совместные соревнования детей, родителей; фото и видеосъёмка; чаепитие и сладкий стол.
Возможность для каждого родителя увидеть деятельность (выступление) своего ребёнка. Безусловно, для каждого родителя наиболее важен и интересен именно его ребёнок, поэтому при подготовке любых мероприятий для родителей нужно помнить о том, что каждый из них хочет увидеть своего малыша. Суть не в важности действия, а в том, чтобы каждый ребёнок был «виден» родителям (выступление детей, открытые занятия). Важность и значимость его деятельности должен придать воспитатель.
Возможность свободного общения родителей и детей. Существует знаменитая фраза Сент Экзюпери : «Самая большая роскошь это роскошь человеческого общения». К сожалению, для большинства работающих родителей общение с собственными детьми действительно является роскошью. По этой причине при планировании и продумывании сценариев любых мероприятий для родителей необходимо предусматривать возможность их свободного общения с детьми. Для этого достаточно посадить их рядом, включить в различные виды совместной деятельности (игры, соревнования).
Соблюдение всех перечисленных требований превращает родительский вечер в интересную и увлекательную встречу. Именно эта встреча вызывает у них потребность прийти в детский сад ещё и ещё раз, необходимость быть более активными и заинтересованными.
В этом году мною разработаны два родительских вечера : «Мы знаем свои права» и «Игры, которые лечат». Выбор данных тем неслучаен.
«Мы знаем свои права». Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации. В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение?
Для проведения родительского вечера оформили уголок для родителей «Я человек и я имею право», выставку литературы и памятки о правах детей, выставку детских работ «Моё имя»; подготовили с детьми небольшой монтаж; семья Кулигиных представила проект «Моё имя - Марина». На протяжении всего вечера родители вместе с детьми играли в игры; ставили опыты; для оформления группы сделали поделки, используя нетрадиционные техники.
«Игры, которые лечат». Используя лечебные игры, мы не только лечим, но и способствуем всестороннему, гармоничному развитию. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.
Для проведения родительского вечера оформили родительский уголок «Игры, которые лечат», фотогазету «Хотим быть здоровыми», памятки с играми; сделали подборку песенок для проведения игр. Родители вместе с детьми играли, разучивали слова к играм. На практикуме выступил психолог, где родители узнали об играх для застенчивых, гиперактивных, тревожных детей. Закончился вечер спортивным совместным праздником «Семейный фитнес».
Родительский вечер строится поэтапно : с 15.00 родители наблюдают за детьми, вместе играют. В 17.00 приглашаются в зал, где могут познакомиться с полезной информацией по данной теме, а после ужина дети с родителями участвуют в совместном празднике.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.