Эльвира Нестерова
Установление доверительно-деловых контактов между родителями дошкольников и педагогами ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывает всё : люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста. Это первое учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их регулярное педагогическое просвещение. Каждый дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Мы, взрослые (родители и педагоги) должны помочь ему в этом. Невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей в процессе воспитания детей, как бы глубоко не продумывались формы воспитательной работы в детских садах, каким бы мастерством не обладал педагог. Успех воспитания детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организована работа с семей.
Публикация «Установление доверительно-деловых контактов между родителями дошкольников и педагогами ДОУ» размещена в разделах
В Федеральном государственном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста – это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) [14].
Современное состояние взаимодействия ДОУ и семьи определяет новые направления работы: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. «Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы». (Большой Энциклопедический словарь. 2000.)
Отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу.
Какие условия необходимы для организации взаимодействия педагога с родителями? Как утверждает Т. А. Куликова, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» [19].
По мнению Т. А. Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей [19].
Задачи сотрудничества ДОУ и семьи выходят за рамки программных направлений образовательного учреждения, поскольку большинство родителей испытывает трудности не столько в воспитании ребенка, сколько в реализации собственного воспитательного потенциала по отношению к детям [9]. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Но как привлечь их к активному сотрудничеству с педагогами детского сада?
Существуют различные формы работы с семьей. Рассмотрим некоторые из них.
1. Анкетирование. Полученные в результате анкетирования сведения помогают оказывать помощь родителям в различных вопросах воспитания детей, позволяют получить достоверные данные и дать полезные рекомендации.
2. Оформление стендов. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей. Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса.
3. Индивидуальные беседы. Эта форма установления связи педагога с семьей может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами. Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации.
4. Родительские собрания. Обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы. Организуя родительские собрания в рамках компетентного подхода, можно за короткое время добиться поразительных результатов: родители становятся активными, заинтересованными.
5. Посещение родителями открытых мероприятий. Дают представления родителям о содержании и технологиях работы с детьми в ДОУ.
6. Интервью с родителями. Помогает создать соответствующую атмосферу в общении с родителями и установить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью. Эффективно не только при получении обратной связи, но и при условии ее использования, а также демонстрации причинно – следственных связей (между мнением родителей и принятыми в связи с этим управленческими решениями).
7. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме. Более эффективен, если реализуется принцип равноправности (родители спрашивают – педагоги отвечают, педагоги спрашивают – родители отвечают, на основе которого совместно планируется общая деятельность.
8. Киноуниверситет. Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно – популярные и хроникально – документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используются видео – записи реальной жизни ДОУ. Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.
9. Школы для родителей. Создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. Подобные школы должны содержать элементы школы родителей : когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта.
10. Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы. Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
Применяя в своей практике различные формы работы с родителями, педагоги решают следующие задачи:
-установление партнерских отношений с родителями;
-объединение усилий для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы общности интересов;
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
-поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Педагог не должен останавливаться на достигнутом, а должен продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Литература.
1. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - М, : ТЦ Сфера, 2005. - 101 с.
2. Бреус Е., Бессарабова Е., Тищенко О. Мастер – класс «Что за чудо эти сказки» / Дошкольное воспитание. 2011 - № 1, - с 80.
3. Григорьева О., Александрова И. «Знаете ли вы своего ребенка?» Родительское собрание в форме семейной гостиной. / Дошкольное воспитание. 2011. - № 3. С. 77.
4. Давыдова О. Н., Майер А. А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. 128 с.
5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Дошкольное воспитание. 2000. - №1. - С. 41.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60.
7. Доронова, Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество»/ Дошкольное воспитание. 2000. - №3. - с. 87.
8. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс. - 2001. - С. 25.
9. Кирзиенок И. Родители и воспитатели вместе. Семинар «Создадим условия для воспитания счастливого дошкольника». / Дошкольное воспитание. 2011. - № 3. - С. 72.
10. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина - М. : Сфера, 2004 - 112 с.
11. Козлова, С. А., Дошкольная педагогика : Учебник для студентов педагогических ВУЗов / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - М. : Академия, 2002. - 416 с.
12. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Т. А. Куликова - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
13. Маркова, Т. А. Воспитание дошкольника в семье / Под ред. Т. А. Маркова, М., 1979. - 318 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 2013 г.
Интернет ресурсы:
1. https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput01.htm