Светлана Марченкова
Конспект занятия «Уроки побеждать: Архангел Михаил и небесное воинство на защите нашего города Карачева»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа детей: старшая группа;
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; Дополнительное образование – краеведение в старшей группе по программе «Мой край родной» МБДОУ детский сад № 1 «Аленький цветочек»;
Цель: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в контексте его всестороннего развития.
Задачи:
- закрепить знания детей о творении мира;
- уточнять представления детей о мире видимом и невидимом, духовном, ангельским и земным;
Публикация «Конспект занятия „Уроки побеждать: Архангел Михаил и небесное воинство на защите нашего города Карачева“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- сформировать представление у детей о небесном воинстве и об Архистратиге Небесных сил – Архангеле Михаиле, понятием «икона»;
- познакомить детей с историей храма Михаила Архангела в родном городе Карачеве и его значении для жителей города;
- закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
- воспитывать бережное и внимательное отношение к миру – прекрасному творению Господа;
- развивать понимание детьми нравственных образов, духовных значений и символов;
- воспитывать стремление совершать добрые поступки, чувство патриотизма и любовь к малой родине в контексте духовно-нравственного воспитания;
- формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать;
Обогащение и активизация словаря: «духовный мир», «посланец», «вестник», «икона», «Архистратиг», «предводитель воинства Господа», «памятник архитектуры», «духовный щит», «воинство небесное», «воинство земное»;
Форма организации: фронтальная, общегрупповая;
Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми; наглядный - показ; игровые; практические (продуктивная деятельность детей).
Оборудование: музыкальный центр/аудиоколонка, подборка музыкального сопровождения на флеш-носителе/диске CD, мольберт, фотографии города Карачева, телевизор для демонстрации детского обучающего фильма «Архистратиг Михаил» (образовательно-просветительский телеканал «Союз», цикл образовательных фильмов для детей +3, продолжительность 4 минуты, слайды с изображением храма Михаила Архангела в современности и в древности, икона Михаила Архангела, колокольчики для игры, шкатулка с зеркальцем.
Продуктивная деятельность: макеты ангелов по количеству детей, материал для декора по количеству детей, образец поделки, влажные салфетки, большой конверт.
Предварительная работа: посещение храма вместе с детьми, рассказы воспитателя о значении храмов, чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках, работа кружка по краеведению в старшей группе по программе «Мой край родной» в МБДОУ детский сад № 1 «Аленький цветочек».
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем входят в зал под музыкальное сопровождение и становятся полукругом.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им доброго утра (дети здороваются).
Какое сегодня чудесное утро. А знаете, ребята, когда я сегодня шла на работу, со мной поздоровалось солнышко теплое, небо голубое. И у меня поднялось настроение. На душе стало тепло и весело. Я рада вас видеть. Давайте и мы с вами поздороваемся и поприветствуем друг друга.
Психогимнастика:
К солнышку мы потянулись (руки подняли вверх)
Лучики взяли
К сердцу прижали (прижимают руки к сердцу)
Друг другу отдали (протягивают друг другу руки)
Все улыбнулись
Добра пожелали (дети улыбаются).
Воспитатель: какие мы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу, я вижу, что у всех хорошее настроение, и вы готовы узнать для себя много нового и интересного на сегодняшнем занятии.
Дети присаживаются на стульчики
Воспитатель: в окружающем нас мире мы видим много красивого: красивые цветы, яркое оперение птиц, золотую и серебряную чешую рыбок, золотые лучи солнца и лазурь небес, пышность зеленой листвы.
- Ребята, а кто сотворил наш красивый мир?
Ответы детей.
Воспитатель: за сколько дней Господь Бог сотворил наш мир и человека?
Ответы детей.
Воспитатель: а что Бог делал на седьмой день?
Ответы детей.
Воспитатель: прежде чем сотворить весь видимый мир и человека Бог сотворил Небо. Словом «Небо» обозначается духовный невидимый мир. Этот духовный мир еще называют ангельским. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: что означает слово «ангел»?
Ответы детей.
Воспитатель: кто такой «посланец»?
Ответы детей.
Воспитатель: кто такой «вестник»?
Ответы детей.
Воспитатель: Бог посылает ангелов служить людям, приносит им вести из духовного мира. Ребята, какой он, ангел?
Ответы детей.
Воспитатель: как выглядят ангелы?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, все верно, очень часто ангелов изображают с крыльями в знак того, что они летают. Мы с вами можем видеть изображения ангелов на картинах, в книгах и на иконах. Вы знаете, что такое икона?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, икона – это священный предмет, к которому нужно относиться уважительно. На иконах часто изображены Святые люди, Пресвятая Богородица, Ангелы и сам Господь Бог. Иконы предназначены для молитвы, то есть для разговора с тем, кто на них изображен.
Выносим икону Архангела Михаила.
Воспитатель: ребята, подойдите ко мне и посмотрите на изображение Ангела на иконе. Это Архангел Михаил – самый главный Ангел, Архистратиг, предводитель воинства Господа. В России испокон веков Архистратиг Михаил считается святым покровителем военных. Давайте рассмотрим, как одет Архангел Михаил. У него красивое платье, накидка.
Что он держит в руках?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, щит и меч. У него за спиной большие крылья. Хотите побольше узнать, кто же такой Архистратиг Михаил?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте посмотрим познавательный фильм, присаживайтесь на стульчики, внимание на экран.
Демонстрация познавательного фильма для детей Архистратиг Михаил (образовательно-просветительский телеканал «Союз», детский выпуск, 4 минуты)
Воспитатель: пока мы смотрели фильм, к нам на облачке спустился ангел.
Под музыку входит ребенок (подготовительная группа) в костюме Ангела с корзинкой, накрытой белой тканью, предлагает детям с ним поиграть.
Физкультминутка «Ангел»
Где-то в облачке пушистом (нарисовать руками перед собой форму облака произвольно)
Ароматном и душистом (поднести руки к лицу, вдохнуть через нос после слова «ароматном», слово «душистом» произнести на выдохе, а руки отвести вперед в стороны)
Ангелочек мой живет (руками имитация полета – взмах крыльев)
Ночью песни мне поет (голову наклонить в сторону, ладошки вместе подложить под щечку (имитация позы сна)
Днем меня он охраняет (обнять себя руками)
И за мною наблюдает (показать подзорную трубу двумя руками)
Ангел крылышком взмахнул (имитация взмахов крыльями вверх-вниз)
К нам в оконце заглянул (наклон вперед, поворот головы вправо-влево)
Ангелочку улыбнемся (встать прямо, улыбнуться)
И помашем мы рукой (машем рукой)
И, конечно же, другой (машем другой рукой)
Ангел нам послал привет (произнести слова, потом дунуть на раскрытую ладонь)
Мы пошлем привет в ответ (произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь другой руки)
Дети вместе с Ангелом присаживаются на стульчики
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что в нашем городе Карачеве есть самый старый храм (на экране фото современного обора) во имя Архангела Михаила? Кто знает, где он находится?
Ответы детей
Воспитатель: все правильно, собор Михаила Архангела находится рядом с местом зарождения города Карачева. Это самый древний храм. Он является гордостью нашего города и памятником архитектуры. Название храма в честь предводителя небесного воинства Архистратига Михаила, как и месторасположение, не случайно, и говорит о его назначении быть духовным щитом для жителей города в древности (на экране фото храма в древнее время)
Под горой, на которой стоит собор, находится источник, так же освященный во имя святого Архистратига Михаила.
Улица, ведущая к собору из центра города, с 1919 года носит имя Карла Маркса, раньше она называлась Соборная.
Ребята, в нашем городе есть много и других достопримечательных мест. Сейчас я вместе с нашим другом Ангелом предлагаю вам пройтись по нашему родному Карачеву. Согласны?
Ответы детей
Дети подходят к мольберту с фотографиями города, воспитатель читает стихотворение:
Люблю смотреть, люблю считать,
Красивый фонтан – это раз,
Площадь Ленина – это два,
Улица Советская – это три,
Широкая, светлая - посмотри.
А четыре – я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
Шесть – на Татарку я схожу
И на Снежеть погляжу.
Семь – стадион
Новый и красивый он.
Восемь – Храмы и Собор
Поутру на службу сбор.
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – милый детский сад,
Где ребятам каждый рад.
Вот мы и совершили небольшую прогулку по нашему родному городу (дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель: ребята, наш небесный друг приготовил для вас сюрприз (Ангел раздает детям колокольчики из корзины)
Воспитатель: а сейчас давайте поиграем вместе с Ангелом. Я буду читать слова, если они относятся к понятию «Добро», то позвоните в колокольчик, а если нет – колокольчик молчит.
Слова: уважение, хамство, терпение, злоба, честность, непослушание, благодарность, лживость, взаимопомощь, жестокость, щедрость, жадность, скромность, трудолюбие, лень, любовь, добро.
Воспитатель: какие вы молодцы! Все сделали правильно! Ангел – хранитель рад за вас! Но ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним (дети прижимают руки к сердцу, затем протягивают к ангелу и дуют на раскрытые ладони).
Воспитатель: ребята, добрые ангелы во главе с Михаилом Архангелом охраняют нас. Это воинство небесное. А есть еще воинство Земное. Кто это?
Ответы детей
Воспитатель: а вы знаете откуда у них такая сила?
Ответы детей
Воспитатель: молодцы! Когда воины идут в бой за свою Родину, то их Ангелы на небесах во главе с Архангелом Михаилом молятся за них и помогают победить врага. Ребята, я предлагаю вам сейчас смастерить для наших защитников вот таких ангелочков (показ образца, чтобы они оберегали и защищали их.
Переход к продуктивной деятельности под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: какие вы молодцы! Замечательные ангелочки у нас получились. Давайте положим наших ангелочков в конверт и передадим их нашим воинам вместе с другими письмами и посылками.
Ребята, встаньте пожалуйста в круг, возьмитесь за руки. Вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей
Воспитатель: а теперь закройте глазки, а я по очереди подойду к каждому, вам нужно будет открыть глаза и заглянуть внутрь волшебной шкатулки. Там в маленьком волшебном озере вы увидите самого доброго ангелочка. Улыбнитесь ему.
Воспитатель подносит к каждому ребенку шкатулку, на дне которой лежит зеркальце
Воспитатель: какие вы молодцы! Я вас всех очень люблю. Нам пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими гостями.
Дети вместе с воспитателем под музыкальное сопровождение выходят из зала.