Лучший педагог года

Игры, развивающие речевую активность

Надежда Исакова
Игры, развивающие речевую активность
▼ Скачать + Заказать документы

"Умные игры"

(игры, развивающие речевую активность)

Многое о предметах, людях, животных дети узнают в повседневной жизни, но чтобы расширить знания об окружающем, обучиться родному языку, элементарному счету, нужны специальные игры.

Публикация «Игры, развивающие речевую активность» размещена в разделах

Игры и упражнения, описанные здесь, тренируют малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Увлекательная, веселая игра побуждает ребенка к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.

Такие занятия не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой: то он берет на себя роль цыпленка, то курочки, изображает летящий самолет, движущийся поезд и т. д.

Чем живей игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешным.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Цель данных игр – открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию.

Узнай по звуку

Цель: Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Материал: Различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка и т. д.)

Ход игры : Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.

Кто что услышит?

Цель: Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.

Материал: Ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, труба, трещотка, бубен и т. д.

Ход игры : Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т. д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Угадай, что делать.

Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

Материал: Бубен, два флажка.

Ход игры : У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажок вниз.

Солнце или дождик?

Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры : Взрослый говорит ребенку: "Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, то я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно ".

Цапля и воробушки.

Цель: Развитие умения определять темп звучания бубна, обучение ребенка выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Материал: Бубен, две картинки (шагающая цапля, скачущий воробей)

Ход игры : Взрослый показывает ребенку картинку с цаплей и говорит: "У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как звучит сейчас бубен". Взрослый медленно стучит в бубен, а дети подражают медленной походке цапель.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован скачущий воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как звучит сейчас бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет, как воробушек. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно ходит, как цапля, или прыгает, как воробей.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Цель данных игр – полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

Громко – тихо

Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Материал: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки и т. д.)

Ход игры : Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит:

"Бежит большая собачка, громко лает: "Ав-ав!" Как лает большая собака?" Ребенок громко произносит: "Ав-ав!"

" А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав!" Как лает маленькая собачка?" Ребенок тихо произносит: "Ав-ав!"

Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: "Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: "Ав-ав!" Не ошибись, помни, что большая собачка лает громко, а маленькая собачка тихо".

Идите с нами играть

Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.

Материал: Игрушечные мишка, зайка, лиса или другие звери.

Ход игры : На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, надо звать громко, вот так: "Мишка, иди!" Ребенок вместе с взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.

Не разбуди куклу

Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

Материал: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например, кубик, мячик, машинка, а также коробка для игрушек.

Ход игры : Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит:

"Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку". Ребенок тихо называет игрушку.

Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.

Кот и мыши

Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

Ход игры : Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

"Тише, мыши, тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!"

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котятами.

Взрослый следит, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

Три медведя

Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.

Ход игры : Воспитатель рассказывает сказку "Три медведя", сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы. Например: "Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?" Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Игры, развивающие речевое дыхание

Цель данных игр – помочь ребенку достичь плавного выдоха и быстро освоить "трудные" звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

Чей одуванчик улетит дальше?

Цель: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Ход игры : Игра проводится на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

Снежинки

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход игры : Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?"

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Чья птичка дальше улетит?

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.

Активизация мышц губ.

Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные.

Ход игры : Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу "Птички полетели!", дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).

Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Дети не должны сильно напрягаться.

Птицеферма

Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.

Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.

Ход игры : Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их "голоса". (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т. д) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: "Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?" Ребенок отвечает: "Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!"

Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок

Материал: Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры : На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

Цель данных игр – учить ребенка четко произносить слова. Необходимо произносить слова так, чтобы ясно были слышны все звуки.

Лошадка

Цель: Обучение отчетливому произношению звука "И".

Материал: Игрушечная лошадка.

Ход занятия: Взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит "И-и-и", а ребенок повторяет 2-3 раза.

Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, "заводит" ребенка-"лошадку" ключиком, и тот произносит "И-и-и". Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что "лошадка сломалась".

У куклы болят зубы

Цель: Обучение отчетливому произношению звука "О", округляя при этом губы.

Материал: Кукла, матрешки.

Ход игры : Дети сидят перед воспитателем, у которого на руках кукла Маша с завязанными зубами. Он говорит: "Заболели зубы у Маши. Больно ей. Она вздыхает: "о-о-о…" Как Маша вздыхает?" Дети повторяют: "о-о-о…". Воспитатель передает куклу по очереди детям. Получивший куклу говорит: "о-о-о…".

Воспитатель следит, чтобы дети звук "О" произносили на выдохе, длительно.

"Кап – кап – кап"

Цель: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Материал: Картинка с изображением дождя.

Ход игры : Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: "Дождик пошел. Сначала тихо закапал: "Кап-кап-кап". ( Ребенок тихо повторяет: "Кап-кап-кап".) Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!" ( Ребенок повторяет громче: " Кап-кап-кап!") Опять тихо капает дождик и перестал!"

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять-

Мы промочим ножки.

(русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым выполняет звукоподражание "кап-кап-кап".

Барабан

Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "Б" (Бь, обучение регулированию силы голоса.

Материал: Игрушечный барабан.

Ход игры : Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: "Бам, бам, бам! Так поет барабан". Затем спрашивает у ребенка: "Как поет барабан?" Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Взрослый добивается того, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук "Б" (Бь, а звукоподражания – громко и тихо.

Накорми телят

Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "М" (Мь, обучение регулированию силы Ход игры : Воспитатель изображает пастуха, дети – телят. Они гуляют по лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат: "мммууууу". Они просят есть. Воспитатель дает детям по морковке, листику салата

Звукоподражание "му" следует произносить длительно и слитно, и немного выделяя звук "м".

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность детей»[/b].

Развивающие игры для дошкольниковРазвивающие игры для дошкольников «Веселые гусенички» Нам понадобится фетр различных цветов или ткань, нитки с иголкой и липучки. Вырезаем из фетра круги нужного нам диаметра.

Развивающие игры для гиперактивных детей 1. Подвижные игры на развитие внимания а) «Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся.

Развивающие игры на липучкахРазвивающие игры на липучках Дорогие мамочки, предлагаю вашему вниманию игры на липучках, которые обучают, развивают и увлекают ваших деток. Развивающие.

Развивающие игры Никитиных «Интеллектуальные развивающие игры Никитина» Основы новой педагогической методики, направленной на раннее развитие детей, были заложены.

Развивающие игры с платком для детей 2–3 летРазвивающие игры с платком для детей 2–3 лет Игра «На ветерок» Дети становятся в круг и берутся за края платка поднимая его в верх и плавно опуская в низ, при этом педагог приговаривает.

Семинар-практикум для родителей «Развиваем речевую активность детей» Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2.

Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи (ранний возраст). Считается, что развитие речи ребёнка начинается с.

Творческий проект «Игры на асфальте. Двигательная активность детей на прогулке» Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

Развивающие игры на основе кубика - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию несколько игр, сделанных на основе кубика. Кубики сделаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры, развивающие речевую активность
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 20:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры, развивающие речевую активность» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Исакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД