Надежда Исакова
Игры, развивающие речевую активность
▼ Скачать + Заказать документы
"Умные игры"
(игры, развивающие речевую активность)
Многое о предметах, людях, животных дети узнают в повседневной жизни, но чтобы расширить знания об окружающем, обучиться родному языку, элементарному счету, нужны специальные игры.
Публикация «Игры, развивающие речевую активность» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игры и упражнения, описанные здесь, тренируют малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Увлекательная, веселая игра побуждает ребенка к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.
Такие занятия не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой: то он берет на себя роль цыпленка, то курочки, изображает летящий самолет, движущийся поезд и т. д.
Чем живей игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешным.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
Цель данных игр – открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию.
Узнай по звуку
Цель: Развитие слухового внимания и фразовой речи.
Материал: Различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка и т. д.)
Ход игры : Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.
За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.
Кто что услышит?
Цель: Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.
Материал: Ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, труба, трещотка, бубен и т. д.
Ход игры : Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т. д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Угадай, что делать.
Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.
Материал: Бубен, два флажка.
Ход игры : У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажок вниз.
Солнце или дождик?
Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).
Ход игры : Взрослый говорит ребенку: "Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, то я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно ".
Цапля и воробушки.
Цель: Развитие умения определять темп звучания бубна, обучение ребенка выполнять действия согласно темпу звучания бубна.
Материал: Бубен, две картинки (шагающая цапля, скачущий воробей)
Ход игры : Взрослый показывает ребенку картинку с цаплей и говорит: "У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как звучит сейчас бубен". Взрослый медленно стучит в бубен, а дети подражают медленной походке цапель.
Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован скачущий воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как звучит сейчас бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет, как воробушек. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно ходит, как цапля, или прыгает, как воробей.
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Цель данных игр – полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
Громко – тихо
Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Материал: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки и т. д.)
Ход игры : Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит:
"Бежит большая собачка, громко лает: "Ав-ав!" Как лает большая собака?" Ребенок громко произносит: "Ав-ав!"
" А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав!" Как лает маленькая собачка?" Ребенок тихо произносит: "Ав-ав!"
Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: "Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: "Ав-ав!" Не ошибись, помни, что большая собачка лает громко, а маленькая собачка тихо".
Идите с нами играть
Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.
Материал: Игрушечные мишка, зайка, лиса или другие звери.
Ход игры : На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, надо звать громко, вот так: "Мишка, иди!" Ребенок вместе с взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.
Не разбуди куклу
Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.
Материал: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например, кубик, мячик, машинка, а также коробка для игрушек.
Ход игры : Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит:
"Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку". Ребенок тихо называет игрушку.
Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.
Кот и мыши
Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.
Ход игры : Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:
"Тише, мыши, тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!"
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котятами.
Взрослый следит, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.
Три медведя
Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.
Ход игры : Воспитатель рассказывает сказку "Три медведя", сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы. Например: "Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?" Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.
Игры, развивающие речевое дыхание
Цель данных игр – помочь ребенку достичь плавного выдоха и быстро освоить "трудные" звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
Чей одуванчик улетит дальше?
Цель: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Ход игры : Игра проводится на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.
Снежинки
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.
Ход игры : Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты, и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?"
Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.
Чья птичка дальше улетит?
Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.
Активизация мышц губ.
Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные.
Ход игры : Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу "Птички полетели!", дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).
Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Дети не должны сильно напрягаться.
Птицеферма
Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.
Ход игры : Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их "голоса". (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т. д) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: "Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?" Ребенок отвечает: "Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!"
Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.
Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок
Материал: Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры : На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.
Игры, формирующие правильное звукопроизношение
Цель данных игр – учить ребенка четко произносить слова. Необходимо произносить слова так, чтобы ясно были слышны все звуки.
Лошадка
Цель: Обучение отчетливому произношению звука "И".
Материал: Игрушечная лошадка.
Ход занятия: Взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит "И-и-и", а ребенок повторяет 2-3 раза.
Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, "заводит" ребенка-"лошадку" ключиком, и тот произносит "И-и-и". Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что "лошадка сломалась".
У куклы болят зубы
Цель: Обучение отчетливому произношению звука "О", округляя при этом губы.
Материал: Кукла, матрешки.
Ход игры : Дети сидят перед воспитателем, у которого на руках кукла Маша с завязанными зубами. Он говорит: "Заболели зубы у Маши. Больно ей. Она вздыхает: "о-о-о…" Как Маша вздыхает?" Дети повторяют: "о-о-о…". Воспитатель передает куклу по очереди детям. Получивший куклу говорит: "о-о-о…".
Воспитатель следит, чтобы дети звук "О" произносили на выдохе, длительно.
"Кап – кап – кап"
Цель: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.
Материал: Картинка с изображением дождя.
Ход игры : Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: "Дождик пошел. Сначала тихо закапал: "Кап-кап-кап". ( Ребенок тихо повторяет: "Кап-кап-кап".) Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!" ( Ребенок повторяет громче: " Кап-кап-кап!") Опять тихо капает дождик и перестал!"
В конце игры взрослый читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять-
Мы промочим ножки.
(русская народная песенка)
Ребенок вместе со взрослым выполняет звукоподражание "кап-кап-кап".
Барабан
Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "Б" (Бь, обучение регулированию силы голоса.
Материал: Игрушечный барабан.
Ход игры : Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: "Бам, бам, бам! Так поет барабан". Затем спрашивает у ребенка: "Как поет барабан?" Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.
Взрослый добивается того, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук "Б" (Бь, а звукоподражания – громко и тихо.
Накорми телят
Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "М" (Мь, обучение регулированию силы Ход игры : Воспитатель изображает пастуха, дети – телят. Они гуляют по лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат: "мммууууу". Они просят есть. Воспитатель дает детям по морковке, листику салата
Звукоподражание "му" следует произносить длительно и слитно, и немного выделяя звук "м".