Получи документы

Консультация для воспитателей «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность»

Анна Шевела
Консультация для воспитателей «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

«Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность дет

ей»[/b]

Формирование правильной речи ребенка всегда являлось одной из основных задач развития дошкольника. Однако, за последние несколько лет прослеживается значительное увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами обозначился вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность“» размещена в разделах

Эту проблему наш коллектив старается решить различными путями. Это, и повышение качества взаимодействия воспитателей с родителями и специалистами, работающими с детьми в ДОУ по вопросу речевого развития, и поиск наиболее эффективных форм организации НОД и образовательной деятельности в режимных моментах, и работа с детьми с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Однако, считаем, что создание развивающей предметно-пространственной среды в группе является первостепенным компонентом в решении данного вопроса.

Однажды талантливый педагог, крупный общественный деятель Елизавета Ивановна Тихеева сказала: «В пустых стенах ребенок не заговорит…» И мы с ней полностью согласны.

Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Насыщая групповое пространство, воспитатели в первую очередь должны заботиться о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Но самое главное – развивающая среда должна работать на формирование самостоятельности и самодеятельности ребенка. При этом следует помнить основное правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно! Условно все пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться в процессе НОД, в других формах взаимодействия детей и взрослых.

«ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Таким образом, сейчас мы с вами определили один из восьми принципов построения развивающей среды в группах дошкольного учреждения, изложенных в «Концепции по дошкольному воспитанию» - это

принцип стабильности - динамичности развивающей среды.

Рассмотрим остальные принципы.

2. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой в целом. Именно поэтому, педагогу необходимо помнить, что у каждого человека - и у ребенка в том числе - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше себя чувствуют на более близкой «короткой» дистанции, другие - на более «длинной». Кроме этого, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности и т. д. Дети, как и взрослые, устают от постоянного общения и нуждаются в уединении. Созданные в группе уголки уединения позволять ребенку провести несколько мгновений в тишине или организовать игру с 1 - 2 сверстниками (сборные домики, навесы из ткани, уголки у аквариума, у «камина»).

Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически комфортнее и защищеннее, поэтому они более активны в учебной деятельности. В условиях наших учреждений педагог так же может расставлять столы не только «как в школе», но и, учитывая различные виды деятельности, трансформировать их расстановку.

3. Принцип активности, самостоятельности, творчества

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе результативной настоящей деятельности и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка. Для этих целей используются различные функциональные блоки (кухня, мастерская и т. д.). Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

Пример

На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов. Одна из стен - «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей. Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Другие стенки могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования При рассматривании этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную связан с предыдущим принципом стабильности - динамичности, но и в какой - то степени перекрывает его, особенно в той части, где представлена динамичность развивающей среды. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит каждому ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Эти помещения должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, то есть становится таинственными, сказочными, смешными, загадочными, фантастическими. Далее подробнее остановимся на требованиях к данным помещениям.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давая им возможность осуществлять разнообразные движения. В то же время нужно, чтобы окружающая обстановка имела свойства тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем (природа, рукотворный мир, знания о человеке). Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий должны быть соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.

Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, необходимо создать ему условия отдыха от общения, поэтому в группе должна быть зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т. д., тем самым мы создадим условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.

Также обязательным условием реализации данного принципа - обеспечение личного пространства ребенку (шкаф для одежды, кровать, место для хранения принесенных из дома игрушек, «реликвий»).

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с восприятия красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому важно разместить в интерьере группы, наравне с репродукциями картин известных художников, коллажи, аппликации, вазы, композиции из цветов, созданные руками педагогов, родителей. При этом необходимым условием созданных экспонатов является их художественная красота, чувство вкуса.

Интерьер группы должен меняться. Например, при знакомстве дошкольников с народным творчеством (гжель, хохлома, дымка и др.) педагогу целесообразно ввести в предметно - развивающую среду предметы, игрушки по данной теме. Именно тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством, закрепить основные признаки росписи. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д. Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.

Украшением группы может стать подвесная среда, которая создается с учетом возраста детей, периода прохождения определенных тем реализуемой программы. Подвесная среда группы позволяет не только внести в дизайн помещения красоту и новизну, но и проводить работу по закреплению пройденного материала.

Так, например, в младшей группе с целью освоения сенсорных эталонов, можно подвесить птичек (бабочек, снежинки, листочки, различных по цвету, размеру.

В старших группах для закрепления знаний о перелетных и зимующих птицах, можно подвесить рисунки птиц в разных уголках группы, для закрепления геометрических фигур - разместить их в разных уголках группы и использовать для закрепления, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

7. Принцип открытости - закрытости

Проект развивающей среды группы должен иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Данный принцип представляется в нескольких аспектах:

• Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующие единству человека и природы. Важно использовать в группах цветы, используя растения с учетом их разрешения использования в детских учреждениях, осуществляя расстановку, исходя из предпочтений различных растений.

• Второй аспект принципа - это открытость культуре. Элементы культуры - настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещения, а должны органически входить в дизайн интерьера.

• Открытость своего «Я». Среда формируется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Возраст от 3 до 7 лет -замечательный возраст, в котором ребенок формируется как личность. У него начинается складываться Я - концепция - динамическая система представления о самом себе, которая включает в себя:

- сознание своих физических и интеллектуальных свойств;

- самооценку;

- субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я - концепция формируется под воздействием жизненного опыта, детско - родительских отношений. И так как опыт у ребенка невелик, то нужно и важно помочь ребенку в формировании Я - образа, при этом, обращая особое внимание на умение ребенком распознавать свои положительные качества личности, помогающие в общении с другими членами общества.

Обратить внимание на умение ребенка оценить свое состояние, настроение, дать собственную оценку выполненной деятельности поможет педагогу «Уголок настроения». Выставляя определенный «знак» в виде фигурки (листик, геометрическая фигура, воздушный шарик, заранее обсужденный с детьми эталон ( например: красный - отлично, веселое настроение, доволен выполненной работой; зеленый - средне, настроение не очень хорошее, работой не совсем доволен; синий -плохо, настроение плохое, выполненной работой не доволен) на стенде «Уголок настроения», ребенок показывает свое эмоциональное состояние, свою самооценку деятельности. Тем самым дает возможность педагогу проследить комфортность пребывания ребенка в определенный временной промежуток.

В среде развития обязательно должны быть зеркала, чтобы ребенок мог не только разглядеть себя, но и своего друга, сравнить и определить, чем он похож, а чем отличается от своего сверстника. Также наличие зеркала в группе помогает педагогу осуществлять привитие культуры внешнего вида у ребенка.

Особое внимание педагог должен уделить и периодичности выставления работ детей на «стене творчества», что позволит ребенку познакомиться с работами других детей, выделить лучшее произведение. При этом, необходимо помнить, что в течение года, работа каждого ребенка должна быть размещена на «Стене творчества»!

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательными, прежде всего, для них, но по содержанию должны быть равноценными как для мальчиков, так и для девочек. Среда развития должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

ПЕРВАЯ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

1. Дидактические мелкие игрушки : кубики, шарики, дощечки разные по форме, цвету, величине, материалу, из которого сделаны.

2. Куклы и предметы домашнего обихода.

Для проведения дидактических игр :«Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку».

3. Заводные игрушки: танцующий (медведь собачка) играющие на музыкальных инструментах (кукла – гармонист, заяц – барабанщик, двигающиеся по полу (мотоциклист, автомобиль, летающие (самолет, ракета, плавающие (рыбки, кораблик, подводная лодка, прыгающие (белка, лягушка).

4. Наборы предметных картинок на классификацию лексических тем: «овощи», «фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.

5. Наборы парных картинок с привлекательным разнообразным содержанием.

6. Наборы предметных картинок, развивающих понимание «Целое и его часть».

7. Разрезные предметные картинки : «Овощи», «Фрукты», «Животные».

Разрезанные на две, четыре части.

8. Кубики с предметными картинками.

-набор из 4-6 кубиков: «овощи», «фрукты», «игрушки», «животные»,

9. Образные игрушки: мишка, зайчик, собачка.

9. Разрезные картинки, кубики с несложным сюжетом, состоящие из шести- восьми частей. Использовать для- составления предложений рассказов, развития мелкой моторики рук.

10. Альбомы «Потешек» «Загадок», «Сказок», «Игр с пальчиками», В альбом наклеиваются картинки, иллюстрации к потешкам, загадкам, к русским народным сказкам: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя».

11. Фотоальбомы (семьи, группы)

СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ

Центр речевого развития

1. Игрушки и пособия для развития дыхания («Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала)

2. Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам

3. Серии сюжетных картинок

4. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах

5. Модели для составления описательных, сюжетных рассказов и рассказов рассуждений

6. Набор букв, покрытых различным природным материалом (различные тактильные ощущения, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.

7. Слоговые таблицы, тексты для чтения

8. Сюжетные картинки и блок-схемы на темы скороговорок, пословиц, фразеологизмов

9. Мнемотаблициы с зашифрованными стихами.

10. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза слов и предложений (разноцветные фишки, магниты, графические схемы предложений, оформленных для минифланелеграфа или на ковролине, или для магнитной доски)

11. Подборка речевого материала для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

12. Дидактические игры для формирования грамматически правильной речи («Один и много», «У кого кто?» «Собери семейку», «Мой, моя, мое, мои», «Лишняя картинка» и др.)

13. Картотека словесных игр.

14. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи местот звука», «Подбери слова», «Подбери схемы», «Синий - зеленый» и т. д.)

15. Ребусы

16. Лото и домино по изучаемым темам.

17. В старших группах: альбомы и наборы открыток с видами Москвы,Санкт-Петербурга, карта или макет микрорайона.

18. Уголок: российский флаг, герб, портрет президента

19. Альбом «Наш город»,

20. Уголок: флаг и герб Липецка, портрет Гулевского (Может быть это будет один уголок)

21. Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрешек», «Раньше и сейчас» и т. п.)

22. Диафильмы.

23. «Интерактивная доска», «Информационное поле»

+ Центр «Наша библиотека»

1. открытая витрина для книг,

2. детские книги по программе и любимые книги детей,

3. детские энциклопедии,

4. справочная литература, словари, словарики;

5. книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры;

6. книжки раскраски,

7. книжки-самоделки,

8. магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

9. + Оборудование для сюжетно-ролевой игры

+ Центр «Театр»

1. Ширма

2. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 5-6 сказок

3. Куклы, игрушки для различных видов театра (на фланелеграфе, стержневой (на палочках (нужна специальная ширма - коробка с прорезью вверху, кукольный, перчаточный, настольный)

4. Элементы для декораций

5. Зеркало, парики

6. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.

7. + Оборудование для сюжетно-ролевой игры

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Как увеличить двигательную активность на прогулке»Консультация для воспитателей «Как увеличить двигательную активность на прогулке» У нас на Урале зима еще продолжается. И после сильных морозов, начались снегопады. Снега достаточно много, везде снежные завалы и сугробы.

Консультация для воспитателей «Организация здоровьесберегающего пространства» во второй младшей группе Организация здоровьесберегающего пространства во 2 младшей группе «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит.

Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду Консультация для воспитателей по организация питания в детском саду В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Сервировка стола должна быть такой, чтобы.

Консультация «Маркеры игрового пространства в предметно-развивающей среде ДОУ» для детей разновозрастных групп «Маркеры игрового пространства в предметно-развивающей среде ДОУ.» Организация предметно-игрового пространства и предметно- пространственной.

Консультация «Основные принципы организации среды» Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель.

Принципы, цели и задачи организации методической работы в ДОУ Принципы, цели и задачи организации методической работыПо мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса 1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса - принцип научной обоснованности и практической применимости; обеспечивает.

Принципы построения предметно-развивающей среды Принципы построения предметно-развивающей среды в доу: -Принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства.

Создание информационного развивающего пространства ДОУ Информационно-коммуникационные технологии сегодня проникли во все сферы человеческой жизни. Ребенок еще не научился ходить, а уже тянется.

Консультация «Может ли детская журналистика повысить речевую компетентность дошкольника?» Является ли детская журналистика средством речевого развития детей старшего дошкольного возраста? Давайте проанализируем. У детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность»
Опубликовано: 29 июня 2019 в 22:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Принципы организации предметно-развивающего пространства, стимулирующего речевую активность»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шевела (УИ 126522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД