МААМ-картинки

Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи

Мерясева Ирина Владимировна
Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи
▼ Скачать + Заказать документы

Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи (ранний возраст).

Считается, что развитие речи ребёнка начинается с крика, когда малыш о своих ощущениях комфорта и дискомфорта сигнализирует разными голосовыми модуляциями. Помимо крика, к голосовым реакциям новорождённого можно отнести кашель, чихание, зевание, звуки при сосании и отдельные редкие гортанные звуки.

Публикация «Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи» размещена в разделах

В конце 1-го месяца жизни в ответ на эмоциональное обращение у ребёнка появляются отдельные гласные и гортанные звуки, их принято называть звуками гуканья. В 2-3 месяца во время «комплекса оживления» отдельные звуки появляются в виде гуления. Расцвет гуления падает на 4-6-й месяцы жизни ребёнка. Дети в ответ на разговор взрослого, во время рассматривания игрушек и «комплекса оживления» много гулят. К 4-5 месяцам развивается интонационное гуление, или певучее гуление. В этот же период появляются первые слоги лепета. Ранний срок произнесения первых слогов лепета приходится на возраст между 4-м и 5-м месяцами жизни ребёнка, но у большинства детей первые слоги лепета появляются к 6 месяцам жизни.

В этом же возрасте развивается способность подражать в лепете взрослому. К 7 месяцам дети повторно произносят отдельные слоги лепета. У каждого ребёнка есть «свои» два-три слога, которые он многократно, повторно, в разных сочетаниях произносит. В лепете начинает проявляться интонация «просьбы». В 9 месяцев ребёнок повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете, в 10 месяцев легко повторяет за взрослым новые слоги, которых ещё не произносил. Это обогащает лепет ребёнка. Свои движения, действия и общение со взрослыми ребёнок сопровождает лепетом.

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков в лепете происходит после 6 месяцев жизни ребёнка и продолжается немногим более месяца. За это время в лепете накапливается в среднем около 40 звуков по отношению ко всему звуковому составу лепета ребёнка. Затем накопление звуков лепета идёт очень медленно и постепенно. За всё остальное время (в течение 6-7 месяцев развития лепета) накапливается сравнительно меньше звуков, чем за указанный выше короткий промежуток времени.

В этот же период у малыша интенсивно развивается понимание речи взрослого. По просьбе взрослого ребёнок пытается взглядом находить предмет или игрушку, расположенную на постоянном месте, неоднократно показываемую и называемую ему. К 8 месяцам, если до этого малышу показывали и называли игрушки, он может находить по слову взрослого несколько предметов на постоянных местах, начинает выполнять по просьбе простые действия: играет в «ладушки», водит пальчиком по ладошке, играя в «сороку». В 9 месяцев понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает своё имя, даёт игрушку по просьбе взрослого, если она находится у него в руках. Малыш начинает понимать слова и действия, часто повторяющиеся в повседневной жизни, такие, как «садись», «пей», «дай ручку».

В период от 9 до 12 месяцев основное значение приобретает овладение малышом первыми лепетными словами. Ребёнок много лепечет, сопровождает лепетом свои действия, движения. Отдельные слова и звуки, подкреплённые мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Такой переход от лепета к облегчённым словам во многом определяется интенсивным развитием понимания речи. Малыш в этот период может по просьбе взрослого находить и приносить знакомую игрушку, если она находится в поле его зрения. Чуть позже он может названную игрушку находить среди других предметов и игрушек на полу или в шкафу, а к 12 месяцам жизни по просьбе взрослого находить несколько однородных предметов, если они внешне незначительно различаются (разные по цвету и размеру мячи, разные куклы и др.). Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, различных действий и движений, имён взрослых и детей. Малыш может выполнять простые поручения, адекватно реагируя на слова «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».

Несколько полезных советов, которые помогут любому малышу овладеть предпосылками формирования речи :

Повторяйте звуки малыша, разговаривайте с ним на его языке.

«Заражайте» малыша своими положительными эмоциями, ритмом песенок, потешек, пестушек; играйте на музыкальных инструментах и приглашайте его подражать вашим движениям в такт музыке.

Используйте зеркало, чтобы помочь малышу осознать свои действия.

Используйте подражание, чтобы научить малыша новым звукам и лепетным словам; показывайте малышу разнообразные игрушки и предметы, разучивайте самые простые игровые действия.

Играйте в весёлые, забавные подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности.

Во время бодрствования малыша, его купания, кормления, переодевания, укладывания на сон объясняйте всё, что вы с ним вместе делаете.

С 6 до 9 месяцев

Игра «Где куколка – ля-ля?»

Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Кукла должна всегда находиться на этом месте, малыш должен её хорошо видеть, бодрствуя в манеже или кроватке.

Поднесите малыша к кукле, пусть он потрогает, рассмотрит, погладит по головке, закроет и откроет его глазки. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя всё, что он делает: «Вот куколка – ля-ля! Позовём её : ля-ля, куколка. У куколки глазки, носик, ротик. А вот ручки. Куколка – ля-ля! Вот какая! Куколка может песенку спеть: ля-ля-ля-ля». Спросите малыша: «Где куколка – ля-ля?» - и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и протяните её к игрушке, сказав: «Вот куколка – ля-ля».

Посадите или положите малыша в манеж и теперь игрушку поднесите к ребёнку, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры посадите куклу на место. Попросите малыша найти её, спросив: «Где куколка – ля-ля?»

Игра «Песенка со слогами»

Поговорите с малышом, покажите ему яркий платочек или шарфик. Подбрасывайте и ловите платочек, обходя манеж или кроватку малыша. Убедившись, что малыш наблюдает за вами, играйте с платочком, напевая самые простые строки: «Ла-ла-ла, лапушка!», делайте паузу, для того чтобы привлечь внимание малыша к повторению слов лепета. Распевайте самые простые слоги и слова, такие, как:

Ма-ма-ма-ма, мамочка!

Ба-ба-ба-ба, бабушка!

Ду-ду-ду-ду, дудочка!

Па-па-па-па, папочка!

Му-му-му-му, мурочка!

Игра «Ладушки»

Посадите малыша к себе лицом. Своими ногами прижмите ноги ребёнка к полу. Малыш будет сидеть с развёрнутыми ногами более устойчиво. Если ему сидеть неудобно, положите его на колени. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:

Ладушки, ладушки,

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Пили простоквашу.

Попили, поели,

Шу, полетели,

На головку сели.

При последних двух строчках помашите ручками малыша и положите их на его головку. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребёнок часть действий, а потом и все действия выполнял сам, вначале подражая вам, а потом – услышав слова потешки.

Игра «Ку-ку, где кукла?»

Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места.

Вам понадобятся кукла и прозрачный платок. Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:

Вот красивая игрушка –

Наша куколка Катюшка,

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Спрячьте под платок куклу на глазах ребёнка, спросите: «Где куколка – ля-ля? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползёт до игрушки, снимет платочек, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте её под платок, но уже в другом месте комнаты.

Игра «Перекличка»

Сядьте, посадив ребёнка к себе на колени лицом к лицу, крепко обнимите его за талию. Вы должны хорошо знать. Какие слова лепета произносит ваш малыш. Покачивайте малыша, произнося его слоги лепета. Останавливайтесь, делая паузу и приглашая малыша подражать вам.

Играя в эту игру, малыш научится подражать взрослому, произнося слоги, имеющие в лепете.

Игра «Звонкое ведёрко»

Сядьте и посадите малыша так, чтобы его спина опиралась на вашу грудь.

Вам понадобится оцинкованное ведро. Покажите ребёнку ведро, наклоните его к себе, пропев фразу со слогами лепета. Ведро усилит ваш голос, придаст ему необычный тембр. Побуждайте малыша повторять за вами звуки, пропевая их в ведро. Малыш научиться подражать вам, повторяя те слоги, которые есть у него в лепете.

С 9 до 12 месяцев

Игра «Мишка милый»

Если ваш малыш до этого много играл с куклой, мишкой, то эти игрушки ему уже знакомы. Высыпьте из коробки на пол игрушки, среди них будет находиться и знакомый малышу мишка. Прочитав стишок, попросите малыша найти среди игрушек его мишку:

Мишка милый,

Мишка славный,

Неуклюжий и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

Если малыш не может найти игрушку, помогите ему, перебирая и рассматривая вместе с ним все игрушки. Не забывайте спрашивать у малыша: «Это миша?» Если вы взяли в руку другую игрушку, скажите, покачав головой: «Нет, не миша. Где миша?» Учите малыша самостоятельно находить одну знакомую игрушку на полу среди других предметов и игрушек.

Игра со знакомыми игрушками

Поставьте перед малышом две знакомые игрушки.

Попросите дать вам одну из игрушек. Если малыш правильно выбирает игрушку, похвалите его, поменяйте игрушки местами и вновь попросите найти игрушку, но уже другую.

Играйте в эту игру, меняя игрушки местами и побуждая малыша находить одну игрушку среди двух знакомых.

Как только малыш научится выбирать из двух игрушек, поставьте третью и начните всё сначала.

Игра «Забавы перед зеркалом»

Сядьте с малышом перед зеркалом. Высовывайте язык, издавая забавные звуки, надувайте щёки, фыркайте, привлекая внимание малыша к вашим действиям с помощью зеркала. Издавайте смешные звуки, побуждая малыша подражать вам. Напевайте малышу те слоги, которых нет в его лепете.

Игра «Найди, принеси, отдай…»

Если малыш ещё не ходит, играйте за столом, а если он хорошо ползает или уже ходит, игру проводят на полу в комнате.

Вам понадобятся корзинка с крышкой и знакомые для малыша игрушки. Принесите корзинку с игрушками, предварительно положив в неё знакомые для малыша игрушки. Попросите его открыть крышку корзинки и найти нужную игрушку. Когда малыш её найдёт, попросите его принести и отдать игрушку папе, потом бабушке или другим членам семьи.

В эту игру можно играть вечером, когда вся семья в сборе.

Соотнесение игрушки и картинки

Подберите картинку с игрушкой, например, собачку, машинку или куколку. Картинка должна быть не менее 30x20 см. К картинке нужна будет игрушка. Покажите малышу игрушку, например, машинку. Покатайте её, а затем спрячьте, подложив малышу картинку с машинкой. Спросите его: «Где машинка на картинке?» Выдержите паузу и, если малыш не пытается искать игрушку на картинке, поводите пальчиком малыша по картинке, указав на машинку.

Спрячьте картинку и покажите вновь игрушку, спросив: «Где машинка?»

Играя в эту игру, вы научите малыша соотносить игрушку и картинку с её изображением. Через 5-6 игр поменяйте картинку и игрушку.

Рассматривание книжки

Вам понадобится книжка-малышка для самых маленьких. Покажите малышу книжку, учите его переворачивать странички, рассматривать картинки, водить пальчиком по изображённым в ней игрушкам, называя их облегчёнными словами. Учите малыша по вашей просьбе находить и показывать ту или иную картинку.

Игра «Дай!»

Посадите малыша за стол.

Вам понадобятся две или три игрушки, с которыми малыш постоянно играет и знает их. Доставайте по очереди игрушки, называя их полным словом и лепетными. Поставьте все игрушки перед малышом и попросите его дать одну из них. Скажите малышу: «Дай! Дай!» Спрячьте эту игрушку за спину, сказав: «Попроси – дай, дай!». Покажите её и вновь спрячьте, побуждая ребёнка самого попросить игрушку.

Играя в эту игру, малыш научится называть игрушки и просить их.

Таким образом, с помощью этих игр, к концу первого года жизни возникает речевое общение между ребёнком и взрослым, которое происходит не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи. Главная задача родителей в этот период – внимательно следить за тем, как происходит развитие малыша. Чем больше вы разговариваете с малышом, поёте ему песенки или читаете стихи, тем быстрее происходит процесс запоминания новых слов.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Формирование восприятия и понимания русской речи дошкольниками с помощью художественной литературы Формирование восприятия и понимания русской речи дошкольниками с помощью художественной литературыДетская художественная литература органическая.

Игры стимулирующие социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие» Игра – одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы. Раздел «Введение в звуковую действительность» Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группы Раздел: "Введение в звуковую действительность" Игра «Угадай, что делать».

Картотека словесных игр для развития речи детей, правильного произношения слов (звуков), понимания их значения и применения Картотека словесных игр «Раз – словечко, два – словечко» представляет собой серии речевых игр, направленных на развития всех сторон речи,.

Консультация для родителей «Как сформировать исследовательские предпосылки у ребенка» В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских умственных способностей. Это предусмотрено.

Мастер-класс «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников» Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети.

Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Современное состояние проблемы изучения нарушений понимания речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. 1.1. Развитие импрессивной.

Консультация «Общее представление о способностях. Задатки как анатомо-физиологические предпосылки способностей» 1. Общее представление о способностях. Способностями называют психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно.

Творческий проект «Игры на асфальте. Двигательная активность детей на прогулке» Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 16:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи» (включая файлы) размещена пользователем Мерясева Ирина Владимировна (УИ 1818572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД