Умарова Хазан Амировна
Опыт работы «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический материал
"Укрепление здоровья детей дошкольного возраста"
Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.
Публикация «Опыт работы „Укрепление здоровья детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Биоуправление - это современный немедикаментозный метод совершенствования здоровья и коррекции нарушенных или работающих не оптимально функций организма, основанный на целенаправленной активизации резервных возможностей организма.
Наиболее успешно метод биоуправления зарекомендовал себя в процессе обучения движениям, который происходит намного успешнее, если ребенок видит результаты выполняемых им действий, если к нему поступает информация о параметрах выполняемых движений и он может управлять движениями.
Процесс обучения детей с использованием метода биоуправления с обратной связью (ОС) мы начинаем с обучения легкой походке. Для этого предлагаем детям выполнять ходьбу по дорожке с керамзитом. Идти нужно так, чтобы не возникало болезненных ощущений. При ходьбе дети должны касаться головой (ходьба на пятках, с высоким подниманием бедра) или руками (ходьба на носках, руки вверх) руки инструктора по физической культуре, расположенной над головами детей, или колокольчика. Инструктор по физической культур корректирует положение руки в зависимости от роста занимающихся. Выполняя это упражнение, дети сохраняют правильную осанку при ходьбе.
Обучение лазанию мы проводим с постепенным усложнением заданий. Вначале детям предлагается преодолеть препятствие из "дорожки обручей", не задев колокольчик.
По мере освоения навыка задание постепенно усложняем: дети преодолевают препятствие из натянутых низко на полу веревок с подвешенными на них колокольчиками. Если ребенок выполнил задание правильно — колокольчик молчит.
Обучение бегу на короткую дистанцию проводим в несколько этапов:
• сначала учим детей правильно ставить стопу, используя с этой целью керамзитовую дорожку (каждое неправильное движение ребенок ощущает);
• обучаем высокому подниманию бедра (бег и прыжки через препятствия - "нельзя задевать игрушку");
• обучаем правильному движению руками (бежать, работая руками, "как паровозик").
Обучение прыжкам проводим поэтапно. Вначале учим ребенка прыгать в высоту с места толчком двумя ногами. Для того, чтобы у ребенка появился интерес к достижению цели, предлагаем ему выполнить элементарное игровое упражнение - достать до колокольчика, причем, высота колокольчика регулируется инструктором по физкультуре в зависимости от роста ребенка и его возможностей. По мере освоения навыка толчка задание усложняется.
Затем предлагаем выполнить прыжки с градуальной оценкой результатов: перепрыгнуть через серию лежащих друг за другом мячей, не задев их, перепрыгнуть через веревочку с закрепленными на ней колокольчиками (если колокольчик зазвонил - задание выполнено неправильно). Потом учим детей прыгать через скакалку вперед-назад, вправо-влево, на месте и с продвижением. К натянутой скакалке прикрепляем колокольчик. Задев скакалку, ребенок получает информацию, что упражнение выполнено неверно.
К моменту закрепления навыка толчка предлагаем детям не только выполнить прыжок, но и самостоятельно оценить свои способности и возможности, предварительно проанализировав их (составление алгоритма движения в работе с разрезными картинками). В спортивном зале подвешиваем за ниточки на разных уровнях три разноцветных воздушных шара - красный, синий и зеленый. Дети должны в прыжке достать один из них и, в зависимости от правильности оценки и самооценки своих возможностей, справиться с заданием.
Обучение прыжку в длину проводим в несколько этапов:
• прыжок с места толчком одной или двумя ногами через препятствие на расстоянии 20-40 см от места толчка инструктор по физкультуре кладет мягкую игрушку - медведя; детям дается задание: поднять ноги в прыжке как можно выше, чтобы не "разбудить спящего Мишку"; впоследствии то же игровое упражнение выполняется в прыжке в длину с короткого разбега;
• для того чтобы научить детей отталкиваться от планки, под нее кладется резиновая "пищащая" игрушка; ребенок, попадая на планку, слышит звуковой сигнал и, в зависимости от него, корректирует момент отталкивания;
• обучение прыжкам в длину на заданный результат проводим следующим образом: на гимнастический мат в месте возможного приземления наносятся разметки (кружок, треугольник, квадрат) и дети должны регулировать силу своих прыжков в зависимости от задания (прыжок вполсилы, в полную силу) и уже приземляясь, они знают, выполнено ли задание инструктора по физкультуре.
Обучение технике метания мяча также проводим в несколько этапов:
• метание мяча, скользящего по натянутому тросу под углом 45?; оценка финального усилия с помощью разметок на тросе (красная, синяя и зеленая ленты) - зрительная и тактильная ОС;
• попадание в цель: на стене рисуется три круга разного диаметра, наложенных один на другой; оценивается количество попаданий и точность попадания мяча (чем меньше диаметр круга, тем точнее попадание - зрительная и вербальная ОС).
• С целью контроля за степенью релаксации различных мышечных групп применяем упражнения с элементами гетеро- и аутотренинга с соответствующим музыкальным сопровождением.
Комплексы аутотренинга направлены на тренировку расслабления скелетной мускулатуры, "переключение" или пассивную концентрацию на определенных ощущениях, сопровождающихся чувством глубокого успокоения, снятия напряжения, возбуждения и тревоги.
К примеру, "мама-кошка" разговаривает с "котятами", "гладит их по головке", поет колыбельную песенку и т. д. Интересен тот момент, что дети не только представляют себе все действия "мамы-кошки", о которых им рассказывает воспитатель, но и реагируют на них, улыбаются, потягиваются, качают головками, а под конец сеанса под колыбельную песню иногда и засыпают.
После того, как дети осваивают комплексы такого типа, мы усложняем задание: в спортивном зале включаем музыку и дети должны мысленно представить ту или иную картину (например, пение птиц, шум воды и т. д.).
Закаливание
Из общих методов закаливания мы используем: ежедневные трехразовые прогулки при любой погоде (t не ниже -20° С, проведение утренней гимнастики на воздухе, утренних пробежек, облегченную одежду детей в группах (в зависимости от температуры, проветривание помещения, умывание детей водой с постепенным снижением температуры (с +28° до +20° С, летом - гигиенический душ после прогулки.
Из специальных методов закаливания мы проводим следующие:
1. Босохождение. Начинаем закаливание с трех лет. Постепенно увеличиваем время ежедневно на 2 минуты, доводя его с 3 минут до 15.
2. Полоскание горла и полости рта растворами трав, обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, и раствором морской соли. Жидкость для полоскания готовим следующим образом: 3 ст. ложки сухого сырья (эвкалипт, шалфей, ромашка,
календула и т. д.) заливаем тремя ст. воды комнатной температуры и настаиваем ночь. Утром раствор кипятим 5-7 мин, охлаждаем до комнатной температуры и процеживаем. Солевой раствор готовим из расчета 1 ст. ложка морской соли на литр воды.
3. Общее ультрафиолетовое облучение передней и задней поверхности туловища проводим в осенне-зимний период курсами по 20 сеансов для каждой возрастной группы, начиная с трехлетнего возраста (до трех лет - УФО голени и стоп, начиная с 15 секунд до 3-х минут).
4. Кислородный коктейль даем детям курсами по 15 дней два раза в год. В качестве основы для коктейля мы используем яблочный сок (без мякоти) и сироп солодки.
5. Спелеотерапия - пребывание в искусственной солевой пещере (галокамере, основным лечебным фактором которой является высокодисперстная среда, насыщенная аэрозолем хлорида натрия, отрицательными аэроионами при влажности свыше 80% и стабильной температуре - +18 - +24°. Галокамеру наши воспитанники посещают не менее двух раз в год курсами по 10 сеансов. Продолжительность каждого сеанса 10-20 мин в зависимости от возраста детей. В процессе сеанса с целью оказания расслабляющего воздействия на нервную систему ребенка включаем записи психологических тренингов
6. Очищение и увлажнение воздуха проводим при помощи электронных воздухоочистителей.
По мере регулярного проведения закаливающих процедур учим детей оценке и самооценке своих ощущений. С этой целью на каждого воспитанника заводим личные карточки, в которые дети заносят свои ощущения: "чувствую себя хорошо" - квадратик закрашивается в голубой цвет, "испытываю состояние дискомфорта" - в красный. Руководствуясь этим, воспитатель или медицинский работник может регулировать длительность процесса закаливания или освободить ребенка от процедуры.
Дыхательная гимнастика
Дыхательную гимнастику мы проводим для укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения выносливости при физических нагрузках и сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям.
Комплекс дыхательных упражнений мы разработали на основе рекомендаций кафедры физиологии и химии ВГАФК. Он включает игровые упражнения для освоения навыков нижнего брюшного дыхания с последующим переходом к среднему, верхнему и полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания "Ха".
Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.
Очистительное дыхание выполняется в виде резких выдохов через плотно сомкнутые губы с помощью толчкообразных сокращений диафрагмы.
Очистительное дыхание "Ха" совершается так: полный вдох носом, одновременно прямые руки поднимаются над головой, ладони могут быть соединены. Ставим задачу как можно дольше задержать звук до ощущения напряжения мышц брюшного пресса. Полный выдох через рот с произнесением "Ха", с резким наклоном туловища вперед и опусканием рук вниз (при этом на выдохе дети должны "выбросить из себя" недомогание и усталость).
Вот некоторые дыхательные упражнения, которые мы предлагаем детям на занятиях по физическому воспитанию.
Упражнение "Часики".
Инструктор по физкультуре имитирует ход маятника часов, говоря "тик-так". Дети поднимают руки вверх, в стороны – вдох и опускают их - выдох. Повторить 10-12 раз.
Упражнение "Трубач".
И. П. - стоя, кисти рук сжаты в трубочку и направлены вверх. Производится медленный выдох и звук "Ту-у-у" или "П-ф-ф". Повторить 4-6 раз.
Упражнение "Петух".
И. П. - стоя, одна рука - на животе, другая - на груди. Втянуть живот и набрать воздух - вдох. Выдыхая, выпячивать живот - выдох, произнося "Ку-ка-ре-ку-у-у" (3-4 раза).
Упражнение "Паровозик".
Осуществляется при ходьбе, руки, согнутые в локтях, движутся вперед-назад со словами "Чух-чух".
Упражнение "Насос".
При выполнении наклонов вперед руками выполняется покачивающее движение (при этом делается выдох с произнесением звука "с-с-с" - насос, при выпрямлении - вдох (6-8 раз).
Упражнение "Мяч".
Руки с мячом (или имитация мяча) поднять вверх и бросить мяч вперед на вдохе со звуком "у-у-ух". Повторить 5-6 раз