Светлана Рысаева
Опыт работы «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование основ патриотизма
у детей дошкольного возраста»
Доклад из опыта работы
Рысаевой Светланы Валерьевны,
воспитателя МБДОУ «Детский сад № 7 г. Суздаля»
Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно. И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому что невозможно жить без любви к родному дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Сегодняшние дети - это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о её процветании. Детям необходимо знать и изучать культуру своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом, с ближайшим окружением.
Для малыша Родина - это в первую очередь его семья, дом, в котором он живёт, улица, на которой стоит этот дом, детский сад, который он посещает. Поэтому в младшей группе мы вели работу, способствовавшую расширению представлений о родственных связях, укреплению эмоциональной привязанности к родителям. Постоянно беседовали с ребёнком о том как мама и папа заботятся о нём, как его любят: читают книги, играют с ним, покупают игрушки, одевают в чистую одежду; о том, что родителям необходимо работать, чтобы заработать "денежки" и что-то купить в магазине. Формировали чувство благодарности, желание сделать что-то приятное близким людям (нарисовать рисунок, сделать подарок к празднику, рассказать стихотворение и т. п.)
Привлекали внимание детей к улице, на которой живём. Говорили о том какая она удобная: на ней стоят разные дома, растут деревья, есть магазин, детский сад, больница. Людям удобно ходить по тротуарам, а машинам ездить по дороге.
В средней группе мы продолжали расширять представления о семье, о разных профессиях, прежде всего родителей, учили гордиться достижениями близких ("Твоя мама - медсестра, она помогает больным людям: даёт им лекарства, делает уколы. Твой папа - строитель, он строит дома для людей, чтобы им было, где жить. Твой дедушка - водитель, он привозит продукты в детский сад, в больницу, в магазин. ")
Знакомили детей с родным городом. Рассказывали о том, что в городе много разных улиц, но есть главная улица, главная площадь, главная река; о том, что город чистый и красивый. Говорили детям о том, что их так же как и всех жителей Суздаля, называют по имени города ("Город Суздаль, а мы суздаляне, потому что мы живём в Суздале. ")
В старшей группе мы расширяли знания детей о городе. Организовывали прогулки по улицам города, по Кремлёвскому валу, к памятнику погибшим воинам; экскурсии в музеи Кремля и Спассо-Ефимиева монастыря, в Покровский монастырь. Много беседовали о Суздале, рассматривали книги, фотографии, карту города.
Привлекали родителей: просили побеседовать о чём-то, сходить в выходные дни в музей, на площадь, к реке и т. п. Родители с готовностью принимали участие во всех мероприятиях, совместно с детьми составляли рассказы о Суздале по предложенному нами плану, иллюстрировали их. Из этих рассказов мы создали книгу "Город, в котором я живу". Детям было очень интересно, они задавали много вопросов и нам, и родителям, просили сводить их куда-нибудь, рассказывали о том, что узнали нового. Они узнали о достопримечательностях родного города, о его истории, о том, что привлекает в наш город туристов из других городов и стран.
В старшей группе у детей расширяется понятие Родина. Они узнали, что существует много других городов; о том, что в нашей стране много лесов, полей, рек, есть горы, моря, природа разнообразна и изменяется от севера к югу; о том, что наша страна называется Россия и её столица - Москва.
Продолжали знакомить детей с людьми разных профессий, которые создают разные результаты труда, защищают и берегут родные места. Формировали уважение к "умелым» людям и их труду. Детям открылась страна, как система взаимосвязей между разными производствами, между городом и деревней.
В подготовительной группе продолжали знакомить детей с природными богатствами России, с разнообразием животного и растительного мира, полезными ископаемыми, разными городами и их достопримечательностями, различными видами народного декоративно-прикладного искусства. Рассказывали о том, что Россия самая большая страна в мире. Детям очень нравилось рассматривать карту России, иллюстрации, открытки, слушать рассказы о разных городах, климатических зонах, народах, населяющих нашу страну, знаменитых людях.
Знакомить детей с государственной символикой начинали с неофициальных символов, хорошо знакомых и близких детям (ромашка, матрёшка, солнце, колокольчики и т. д., рассказывали о том, что каждая страна мира имеет свои символы, которые отличают её от других государств. Дети с интересом слушали легенды о Царе-Солнце, о возникновении Москвы, о Георгии Победоносце, узнавали о значении цветов и символов государственного герба и флага России, народных и государственных праздников.
Продолжали знакомить детей со знаменитыми людьми России: писателями, художниками, композиторами, учёными, путешественниками, полководцами и т. д. Дети узнали не только имена великих граждан России, но и их открытия и подвиги. Это способствовало формированию неповторимого облика России, как страны богатой не только природными ресурсами, но и своими людьми; развитию чувства восхищения ими как национальными героями, достижения которых обогатили развитие не только России, но и других стран мира; уважения к людям духовного, интеллектуального труда на основе понимания, что овладение этими профессиями - результат осознания каждым из этих людей своего назначения на Земле; становлению личностной и социально психологической готовности к школе.
Конечно же, все дети разные и одним было интересно слушать о знаменитых людях России, другим о просторах и природных богатствах нашей страны, третьим о городах и т. д., но каждый открыл для себя что-то близкое. Были и такие, которые долго оставались равнодушными и казалось, что они ничего не усвоили, ничего не запомнили, но наступал момент, когда у них как бы открывался какой-то "замочек" и оказывалось, что они всё знают. Мы записывали рассказы детей на разные темы и составили книгу "Россия - родина моя". А когда, в конце года мы строили "Россию" - все дети с интересом играли с постройкой, постоянно уточняя и дополняя её.
К этой работе мы активно привлекали родителей. На родительских собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях разъясняли важность и нужность данной темы, советовали какие почитать книги, посмотреть фильмы, о чём побеседовать с ребёнком, как помочь ребёнку выполнить поручение. Родители с готовностью восприняли наши просьбы, обсуждали возникающие проблемы, с интересом принимали участие в жизни группы.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач ДОУ. Детство - это то, что даётся каждому из нас на очень короткий промежуток времени. Это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению. И именно то, что заложено в этот короткий период, человек проносит по жизни и передаёт своим детям. А значит, следует очень бережно относиться к периоду детства, поддерживая и деликатно направляя естественный путь развития.