Лепина Надежда
Опыт работы «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений в развитии детей. Ориентация педагогов и родителей на современное выявление и преодоление отставаний в развитии речи ребенка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к обучению в школе. Особая ответственность в этом плане лежит на педагогах дошкольных учреждениях, так как большинство детей дошкольного возраста посещает детские сады. Педагогам дошкольных учреждений нередко приходится встречаться с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. В ряде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы. Поэтому педагогам необходимо иметь представление обо всех основных видах речевых нарушений, о причинах, их вызывающих, а также о путях их преодоления и предупреждения.
Публикация «Опыт работы „Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В настоящее время назрела необходимость формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, т. к. недооценка своевременного исправления и предупреждения речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением в школе.
Научные исследования (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, О. С. Ушакова, Н. Г. Смольникова, А. И. Лаврентьева, Е. В. Колесникова, Р. А. Жукова и др.) и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, т. к. именно в это время нервно – психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребенка.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
Целью моей работы является коррекция имеющихся дефектов произношения у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами коррекции являются:
• Коррекция звукопроизношения у детей;
• Развитие речи детей;
• Оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям);
• Научно – методическая помощь воспитателям и специалистам МДОУ.
Свою работу реализую по следующим направлениям :
• Диагностическое;
• Организационно – методическое;
• Работа с родителями;
• Работа с педагогами и специалистами;
• Самообразование.
Коррекционно – развивающая работа.
Учебный год начинаю с обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогает правильно построить коррекционно – развивающую работу с детьми. После обследования детей индивидуально бедовала с каждым из родителей, уточняла амнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда, создания в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
Таким образом, на основе данных логопедического обследования пришла к выводу, что детям необходима комплексная помощь специалистов и родителей.
Коррекционно – развивающую работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей детей старшей группы.
Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики.
Дети с нетерпением ждут занятий, особенно когда на занятиях присутствует сказочный персонаж, которому необходимо помочь или научить чему – либо.
В ходе проведенной коррекционно – развивающей работы, многие дети овладели правильным звукопроизношением и словообразованием, умением четко высказывать свои мысли, более полно пересказывать предложенные тексты, улучшилось понимание логико – грамматических конструкций.
В конце учебного года проведена диагностика речевого развития детей.
Работа с родителями.
Победа над речевыми дефектами возможна, несомненно, только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к речевой деятельности с детьми.
В начале года провела родительское собрание в группе, тема собрания с целью раскрыть основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отклонения от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении дефекта.
В течении года выпускались памятки и рекомендации для родителей какие? с целью пропаганды логопедических знаний и вовлечения их в речевую деятельность с детьми.
Во время встречи родителям были предложены наиболее интересные и доступные игры и упражнения, какие? Которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей. Родители с удовольствием играли в предложенные игры.
В течение года приглашала родителей на индивидуальные занятия с ребенком, где показывала свои методы и приемы в работе и достижения ребенка. Родители имели возможность убедиться в необходимости коррекционно – развивающих занятий и увидеть не только успехи, но и проблемы своего ребенка. До посещения занятия родителям казалось, что их ребенок более успешный, но после посещения занятий мнение родителей менялось. Они видели, какие затруднения возникают у ребенка, как тяжело даются некоторые задания. По желанию родители присутствовали при обследовании ребенка.
Проводила индивидуальные консультации по запросам родителей, имеющих те или иные речевые отклонения, с целью оказания методической и практической помощи по вопросам логопедического воздействия на ребенка, оказание ему посильной родительской помощи и поддержки.
В уголке для родителей вывешивала информацию, как развивать речь, на что обратить внимание и т. д.
Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, в то же время являются разными по способу подачи информации.
Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители.
Считаю, что логопедическая работа имеет положительные результаты и играет значимую роль в педагогическом процессе. Практическая и теоретическая деятельность помогает педагогам и родителям в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Логопедическая работа требует от меня : терпения, активности, корректности, доброжелательности, творческого подхода, профессионального мастерства.
И действительно, горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы коллег, курсы усовершенствования, семинары, методические объединения, собрания и консультации для родителей и педагогов, изготовление и приобретение наглядных пособий – всё работало и работает на приобретение опыта.
Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, новые печатные издания, информационные источники, которые помогают шагать в ногу со временем.
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию правильного произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически.
Воспитатель Лепина Н. А.