Лариса Мошкова
Конспект занятия «Удивительные секреты воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно - экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- в экспериментально-игровой форме познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес, любознательность в процессе экспериментальной деятельности;
Публикация «Конспект занятия „Удивительные секреты воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание беречь окружающую природу, не загрязнять атмосферу.
Оборудование:
Использование ИКТ, магнитная доска, карточки – символы, пластиковая бутылка, воздушные шарики, два контейнера, баночки с запахом лимона и чеснока, мыльные пузыри.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, стаканчики пустые, соломинки, веер, на каждого ребёнка, полиэтиленовые мешочки.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Лариса Владимировна. Давайте возьмемся за руки и пожмем, друг другу руки, так мы поздороваемся и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Скажите, вы любите волшебство? Сегодня у нас будет непростое занятие. Я хочу, что бы вы сегодня стали настоящими учёными исследователями, и попробовали найти невидимку. Вы хотите быть исследователями? А что за невидимку мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета,
Отгадайте что же это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит раскрыть тайну воздуха.
Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут своя маленькая лаборатория.
- Перед нами как перед учеными исследователями стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, и узнать какими свойствами он обладает.
- Прошу исследователей воздуха пройти в свои лаборатории (дети подходят к столу).
Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
Знаками - символами мы будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе, в нашем дневнике экспериментирования.
Опыт №1 (воздух невидимка)
Воспитатель: Помните, в загадке было сказано – воздух невидимый. Давайте это проверим. Давайте посмотрим на право, налево, вверх, вниз. Кто ни будь, увидел воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: Конечно. Это первый секрет воздуха, он невидимый. А, если воздух невидимый, то, как мы его можем назвать? Воздух кто?
Дети: Невидимка.
В. : Посмотрите, каким символом мы будем обозначать. Ставят символ на доску.
Опыт №2 (воздух вокруг нас)
Теперь нам известно, что воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью опытов. Возьмём целлофановый пакет, будем класть в него шарики. По мере заполнения пакета шариками, он становится выпуклым. Если пакет становится выпуклым, значит, в пакете что то есть. Возьмём пустой пакет, (дети берут по пакету) что-нибудь есть в пакете? Давайте поймаем воздух. (Набрать воздух в пакет). Оп и зажали, закрутили. Пакет стал выпуклым, а мы знаем если пакет выпуклый, значит, в нём что то есть. Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? Что же находится в пакете?
Дети: В пакете находится воздух.
Воспитатель: А где мы его взяли?
Дети: Вокруг нас.
Воспитатель: Второй секрет воздуха, он вокруг нас
Опыт №3 (воздух есть в нас)
Воспитатель: (надувает шарик, посмотрите какой красивый шарик я надула. Скажите, чем я надула шарик, что внутри него? Ребята, я надувала шарик, откуда брала воздух?
Дети: изо рта, из себя.
Воспитатель: Давай те проверим. Мы вдохнём, наберём в себя воздух, и тихонько подуем на ладошку. Вы почувствовали его? Значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим.
(Дети берут стаканчики с водой, и дуют в трубочки, пуская пузырьки)
Воспитатель: Ребята, что мы свами сейчас делали? Что наблюдали? (Пузыри). Что это были за пузыри? (Воздушные пузыри) Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды.
Вывод: Четвёртый секрет воздуха, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас. Мы обозначим его таким символом.
Опыт №4 (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Давайте глубоко вздохнём, кто-нибудь, что-нибудь почувствовал? (Нет). Значит, мы можем предположить что воздух… (Воздух не имеет запаха). А я вам кое-что приготовила. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать баночку с запахом лимона, чеснока, один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали, только Саша ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала понюхать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, а приобретает запах того предмета от которого пахнет. Вот мы и открыли ещё один секрет воздуха. Мы обозначим его таким символом.
Опыт №5 (воздух тёплый и холодный)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, и посмотреть каким ещё одним удивительным секретом обладает воздух. Давайте рассмотрим картинку воздушного шара. Как вы думаете, почему под шаром расположена горелка? С помощью эксперимента мы узнаем, что происходит с воздухом при нагревании. Для этого нам понадобятся два контейнера с холодной и с горячей водой, пустая бутылка и воздушный шарик. Одеваем воздушный шарик на горлышко бутылки. Опускаем бутылку с шариком в контейнер с горячей водой. Воздух внутри бутылки нагревается, расширяется и надувает шарик. Теперь посмотрим, что будет с шариком, если мы опустим бутылку в контейнер с холодной водой. Воздух начинает охлаждаться, сжиматься и шарик у нас сжимается.
Вывод: Тёплый воздух легче холодного, он может поднимать вверх предметы. Мы разгадали ещё один секрет воздуха. Мы обозначим его таким символом.
Игра «Мыльные пузыри»
А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Я буду надувать воздухом мыльные пузыри, а вы будете ловить их и выпускать воздух на свободу.
Опыт №6 (воздух двигается)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Послушайте загадку, и отгадайте её.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Давайте проверим, возьмите веер и помашите им на себя. Что вы чувствуете? (ветер).
Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Ветер бывает сильный и слабый.
(Слайд с изображением урагана, смерчи).
Давайте с вами проверим, может ли воздух двигать предметы. Возьмите трубочки и попробуйте сдуть эти стаканчики.
Вывод: Воздух двигается – появляется ветер. Это ещё одна разгадка воздуха. Мы обозначим его таким символом.
«Как работает ветер»
Воспитатель: Ребята, я приготовила вам ещё один сюрприз. Мои друзья, весёлые звери из детского сада «Рябинка» покажут вам, что ещё умеет делать ветер. (Фрагмент обучающего занятия «Свободный урок о воздухе).
Опыт №7 (чистый и грязный воздух)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом).
А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут. А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным).
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Посмотрите внимательно на экран, это наша Дубна, посмотрите какая она красивая, какая у нас необыкновенная природа (изображение природы).
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
Там чистый воздух, потому, что нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода.
А теперь посмотрите на этой картине, как вы думаете, какой воздух?
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, мусорками).
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, и машин какой воздух? (ответы детей - грязный)
Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным, Мы обозначим его таким символом. Но наша Дубна красивый чистый город, и воздух у нас чистый, и мы с вами будем по-прежнему беречь, и охранять природу нашего грая.
Анализ занятия.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, вы сегодня были учёными, исследователями и смогли открыть столько интересных секретов воздуха. Давайте подойдём к нашему дневнику наблюдения и вспомним все секреты воздуха.
(Дети перечисляют все свойства воздуха) Правильно, но это ещё не все секреты воздуха, вам предстоит ещё много о нём узнать, но это будет в другой раз.
Скажите, а какой опыт вам больше всего понравился? (Ответы детей).
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.