Лидия Казакова
Занятие «Знакомство со свойствами воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с понятием воздух, его свойствами, способы обнаружения, роль в жизни человека. дайте детям знания о том, что воздух условия жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Развивающая среда: воздушные шары, банка с водой, стаканчики, соломинки на каждого ребенка, колба с трубкой, мыльные пузыри.
Публикация «Занятие „Знакомство со свойствами воздуха“» размещена в разделах
Иллюстрации: рисунок дома- природного и обычного дома, карточки с растениями, "волшебный мешочек", цветы для лужайки. Герой из книги Н. Носова" Приключения незнайки и его друзей ", Незнайка
Ход занятия:
Воспитатель: давайте дети рассмотрим красивые рисунки дома- природного и обычного дома. Кто в них есть?
(дети рассматривают, сравнивают, перечисляют)
На обоих рисунках много свободного, пустого места. Почему?
Дети: в доме - природе и обычном доме есть воздух, и мы дышим.
Воспитатель: подставьте ладошки корту, вдохните, а затем хорошо выдохните. Как вы думаете, что мы выдыхаем?
Дети: воздух.
Воспитатель: У нас сегодня очень интересное занятие, мы поговорим о воздухе. Воздух- это бесцветный, прозрачный газ. Что такое воздух?
Дети: бесцветный, невидимый газ.
Воспитатель: он состоит из кислорода и других элементов. Из чего состоит воздух?
Дети: из кислорода.
Воспитатель: почему наша планета кажется из космоса голубой?
Дети: она окружена воздухом.
Воспитатель:да, она окружена воздухом. Ведь он, как удивительна голубая "рубашка " защищает землю. От чего воздух защищает нашу планету?
Дети: землю он защищает от холода, солнца и его лучей, перегревание, метеоритов.
Воспитатель:чем же дышат люди, растения и животные?
Дети: воздухом в которой много кислорода. Без него они погибли бы.
Воспитатель: как дышится свежим и чистым воздухом.
Дети: легко дышится, появляется хорошее настроение.
Воспитатель:ну вот удивительно, кислород употребляют большое количество живых существ, его сжигают самолеты, машины, а его не убывает. Почему?
Дети: на земле есть зеленые насаждения.
Воспитатель:правильно растение настоящая фабрика кислорода. что они поглощают?
Дети: углекислый газ.
Воспитатель:что выделяют?
Дети: кислород.
Появляется Незнайка
Незнайка: привет малыши! что вы тут собрались? почему у меня знаменитого незнайку не позвали? я ведь столько всего знаю, что даже представить трудно.
Воспитатель: оставайся с нами, мы гостям рады. Давайте вместе поговорим о воздухе.
Незнайка: а воздухе? А кто его видел этот воздух?
Воспитатель:погоди Незнайка. Если ты не видел воздуха это не означает, что его вовсе нет.
Незнайка: : а я не верю, что он есть! докажите мне, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.
Воспитатель:дети, давайте вместе с вами докажем не знаете, что воздух все-таки есть.
а теперь пойдем в лабораторию и будем делать опыты. (дети садятся.)
ребята, а почему мы называем воздух невидимкой?
Дети: Воздух прозрачный, значит через него все видно.
Воспитатель:давайте вместе с вами назовем прозрачные предметы в комнате
Дети: стекла в окне, стенки аквариума, стаканы, банки.
Опыт 1
Воспитатель: дети, посмотрите на эти предмет, он называется колба, из него выходит трубочка. как называется этот предмет! Незнайка, как ты думаешь в ней что-то есть!
Незнайка:конечно она пустая!
Воспитатель: сейчас мы это проверим. (воспитатель опускает трубочку в стакан с водой). Что появится в воде?
Дети: пузыри!
Воспитатель:значит в колбе был воздух.
Опыт 2
(воспитатель берет стакан)
Воспитатель:дети, как вы считаете этот стакан пустой?
Незнайка: да тут каждому известно, что он пустой, в нём ничего нет. Давайте туда что-нибудь положим, или нальем.
Воспитатель:говорю, что в нём ничего нет. Сейчас мы это проверим. переверните стакан вверх дном и медленно опускайте в банку с водой. стакан должен стоять очень прямо. что получается, попадает ли вода в стакан? внимательно посмотрите, есть ли еще что-нибудь в нем? почему вода не попала в стакан? (обсудить ответы с ребятами)
вывод: в стакане есть воздух, он не пускает воду туда.
Опыт 3.
(Воспитатель предлагает опустить стакан в банку не прямо, а чуть наклонив)
Воспитатель: что появится в воде!
Дети: пузырьки.
Воспитатель:откуда она взялась.
Дети: воздух выходит из стакана, его место занимает вода. Воспитатель: а почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет!
Дети: Потому, что воздух прозрачный.
Незнайка: эка невидаль, воздух! Я может и раньше знал, что он есть, просто хотел вас поздравить
теперь я буду вами руководить. Я тоже вспомнил, как можно его увидеть.
(берет стакан с водой, опускает туда соломинку.)
давайте, дуйте в соломинку! У вас тоже получится. " Буря в стакане воды ", а я еще придумаю! я еще люблю мыльные пузыри пускать.
Воспитатель:и я тоже люблю пускать мыльные пузыри и ребята тоже. а что в них находится внутри, как ты думаешь незнайка?
Незнайка: каждому ясно- мыло.
Воспитатель:неужели вы дети так думаете?
Дети: внутри пузырей воздух.
Незнайка: теперь все понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу, в шариках. Они так и называются воздушные.
Воспитатель:молодец незнайка! мы как бы ловим воздух и собираем в воздушном шарике. Тут главное не перестараться. Почему?
Дети: если сильно надут, шарик может лопнуть.
Воспитатель:мы с вами хорошо поработали, а теперь мы с вами отдохнем.
минутка психологической разгрузки.
пожалуйста, разместите по удобнее, закройте глаза. Мы дышим свежим воздухом, вдыхая аромат чудесных трав и цветов. Ярко светит солнце. Дует мягкий ветерок. Я хочу жить в мире с природой.
Незнайка:ребята, я знаю, что вы любите играть в разные игры?
Дети: Да, мы любим играть.
Незнайка: поиграйте со мной.
Воспитатель: мы будем играть с тобой незнайка в игру, которая называется" зеленая планета ". для этого нам понадобится "волшебный мешочек ".
сейчас мы с вами совершим путешествие на далекую планету, которым необходимо помочь, посадить на нее растения! Давайте озеленением планету!
(. Дети берут из мешочка карточки, называют растения и" высаживают "на другой планете.)
Воспитатель: какой воздух теперь здесь будут вопросительный
Дети: в нем будет много кислорода.
Воспитатель:смогут теперь на этой планете жить птицы, звери, насекомые?
Дети: да, они будут здесь жить.
Воспитатель: что еще необходимо для жизни растений?
Дети: вода, солнечный свет, плодородная почва.
Воспитатель: Незнайка, ты теперь убедился, что воздух есть везде вокруг нас, что он нам необходим и почему его называют" невидимка "?
Незнайка: да, я много нового узнал, спасибо вам. А теперь мне пора с вами прощаться.
(Незнайка прощается, угощает детей.)