Оксана Мазунина
Конспект занятия «Удивительные пуговицы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительные пуговицы».
Подготовительная группа (6-8 лет).
Цель: формировать представления детей о предметах окружающего мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательное развитие - познакомить детей с историей происхождения пуговиц; закрепить знания о пуговицах (форма, размер, виды, из какого материала сделаны); стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей, назначения.
Речевое развитие - расширять словарный запас детей, развивать связную речь, память.
Публикация «Конспект занятия „Удивительные пуговицы“» размещена в разделах
Социально-коммуникативное развитие - развивать образное восприятие истории нашего прошлого, интерес к старинным предметам быта; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям.
Художественно-эстетическое развитие - развивать у детей воображение, интерес к творческому процессу; учить создавать композиции из пуговиц по образцу и по замыслу.
Физическое развитие: развивать ориентировку в пространстве, силу, ловкость, зрительные функции, умение детей играть в игре, мелкую моторику рук.
Обоснование применения дополнительных материалов, в том числе
IТ-инструментов, на занятии : формирование учебной мотивации воспитанников.
Используемое оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки, четыре разноцветные дорожки, приложение 1, 2, 3; шкатулка с пуговицами, машина «времени», экспозиция «русской избы», 4 мольберта.
Ход занятия.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
-Я приглашаю Вас в русскую избу, здесь находятся предметы старинного быта.
-Перед вами бабушкин сундук. Что вы можете сказать о нем?
-Он действительно старинный и когда-то был очень красивым. Как вы думаете, для чего предназначался сундук?
-И не только одежду. Давайте заглянем в сундук. Сколько в нем одежды, а еще рушники, скатерти.
-Что это такое? (показывает старинную шкатулку). Какая красивая шкатулка! Что можно в ней хранить?
-Послушайте, что вы слышите? (трясет шкатулку, в которой лежат пуговицы)
-А как вы думаете, что может так шуметь, звенеть?
-Послушайте внимательно загадку, чтобы легче было угадать, что там лежит. Загадывает загадку:
Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?
-Открывает шкатулку и показывает детям пуговицы.
-Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы? Почему они такие разные, не похожие друг на друга?
-А хотели бы вы узнать, есть ли история у маленькой пуговички?
-Тогда нам с вами надо отправиться в прошлое. Только вот как мы туда попадем?
-Правильно, попасть в прошлое нам поможет машина времени. Показывает детям «свое изобретение».
-Садитесь на стульчики, закрывайте глазки.
-Готовы?
-Включаю!
-Воспитатель «заводит» машину времени.
Звучит музыка.
-Ребята, откройте глазки, посмотрите мы попали с вами в прошлое.
Слайд 1 (на экране появляется картинка с изображением пещеры с древними людьми).
-Перед нами пещера древних людей. Но вы их не бойтесь. Они очень заняты и поэтому нас не видят.
-Интересно, чем они занимаются? Воспитатель задает наводящие вопросы, если в этом есть необходимость.
-Правильно ребята, люди делают себе одежду. А из чего они ее делают?
- Как вы думаете, удобно было ходить в такой одежде?
-Почему?
-Правильно ребята, в древние времена люди делали себе одежду из шкур животных, набрасывали шкуру на плечи и обматывали её вокруг пояса. Это было очень неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения. [2]
- Поэтому, для застёгивания одежды люди стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
-Но шли века и люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застежки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали петли.
-Ребята, вы хотели бы, чтобы на вашей одежде были такие пуговицы? Почему?
-Конечно, такие пуговицы не очень красивые и не очень удобные, но других в то время не было.
Слайд 2 (на экране появляется картинка с изображением фибулы)
-Ребята, а вот древним грекам и римлянам застежками служили не пуговицы, а фибулы.
-Давайте запомним это новое слово - ФИБУЛА.
-Фибулы были похожи на английские булавки. Кроме того, они служили еще и украшениями, являясь признаками богатства. Считалось, что чем больше на одежде фибул, тем богаче человек.
-Ребята, давайте встанем в круг и посмотрим, кто из нас самый богатый.
-Что бы узнать кто самый богатый, что будем делать? Правильно.
Игра «Самый богатый на пуговицы».
Цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания, элементарных математических представлений.
-Посчитайте пуговицы на своей одежде. У кого их больше, тот и богаче.
-Ребята, посмотрите внимательно. А у мальчиков и девочек пуговицы пришиты одинаково?
-У девочек с какой стороны пришиты пуговицы?
- А у мальчиков?
- Ребята, правило пришивания пуговиц на мужской и женской одежде тоже пришло к нам из прошлого. В стародавние времена богатых женщин одевали служанки, и чтобы им было удобнее застегивать, пуговицы пришивали слева, а мужчины всегда одевались сами, даже самый богатый, а самому легче застегивать пуговицы, находящиеся справа.
Физ. минутка «Пуговка»
Выбирается один ребенок - пуговка.
Дети, стоя в кругу, берутся за руки. Ребенок-пуговка стоит в центре круга. Дети начинают ходить по кругу со словами:
Пуговка, ты пуговка
Маленькие ножки
Захотела убежать
По прямой дорожке
Мы тебя сейчас поймаем
И на место пришиваем.
«Пуговка» бегает через воротики, забегает в круг и выбегает из него.
По сигналу воротики закрываются, дети опускают руки и стараются не выпустить пуговку из круга.
Если пуговка осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Повторяется игра 2 раза.
-Ребята, а вот на Руси наиболее распространенными были металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей.
- Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью, на одеждах богатых людей они были настоящим украшением из золота, серебра, драгоценных камней. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье. Вам нравятся такие пуговицы?
-А если бы у вас была такая красивая пуговица, кому бы вы ее подарили? Воспитатель поощряет добрые намерения детей, их желание сделать кому-то приятное.
Слайд 4 (картинка с изображением мундира и пуговиц)
-Ребята, когда-то очень давно, наш русский царь Петр 1 велел нашить на рукава мундира своих солдат пуговицы.
Ребята, мундир – это форменная одежда солдат, или форма. Это еще одно новое слово, которое нам нужно запомнить – мундир. Как называлась форма солдат?
Причем пуговиц на рукавах мундира было достаточно много. Как вы думаете, зачем?
- Проведите, рукой по лицу, вот так. (Показывает)
Если у вас на рукаве будет много пуговиц, что случится?
- Конечно, вы правы. Но на самом деле, это делали для того, чтобы привить солдатам хорошие манеры. Раньше, после еды солдаты вытирали рот рукавом мундира. Чтобы отучить их от такой дурной привычки на рукава мундира пришивали пуговицы.
Ребята, а как выдумаете, почему пуговицу так назвали - «ПУГОВИЦА»?
Послушайте, что я вам расскажу. Когда-то простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злых духов и выполняют роль оберегов.
Поэтому их и назвали пуговицами - от слова «ПУГАТЬ».
- До сих пор найти пуговицу считается хорошей приметой. А вот если вы застегнули «не на ту» пуговку, пропустили одну или начали не стой, надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуть заново, иначе будут неприятности.
Слайд 5 (картинка с изображением пуговиц с узорами)
-Посмотрите и на эти пуговицы, они тоже украшены узорами. Как вы думаете, из чего они сделаны?
-Очень давно эти пуговицы были застежками на одежде человека, а сейчас они хранятся в музее.
- Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете, на что похожи эти пуговицы?
Да, эти пуговицы - настоящие произведения искусства.
- Что на них изображено?
-Да, ребята, это сложная и очень тонкая работа. Ей занимались настоящие мастера-художники. Сейчас таких мастеров называют дизайнерами. Запомните, это новое для вас слово – ДИЗАЙНЕР. Как называются мастера изготовления пуговиц?
-Ребята, но одно дело придумать и изготовить пуговицу, другое дело правильно подобрать ее к одежде.
Проектор выключен.
Игра «Подбери пуговицу для одежды».
Приложение 1,2,3
Цель: закрепить знание геометрических фигур - овала, круга, треугольника и квадрата, развивать умение правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов, ориентироваться в пространстве.
Выкладывает 4 разноцветные дорожки на полу (Приложение1).
Выбирает четырех дизайнеров.
У нас 4 дизайнера. У каждого дизайнера свой предмет гардероба (пальто, блузка, кофта и пиджак) и определенная пуговица по форме, которую он будет прикреплять на одежду. (Приложение2)
Берите одну пуговицу из шкатулки и несите ее дизайнеру, которому она необходима. (Приложение№3).
Молодцы, ребята! Теперь у нас порядок. У каждого предмета гардероба свои пуговицы.
Дизайнеры, молодцы! Все справились с работой отлично!
- В наши дни мы уже не можем представить, как можно обходиться без пуговиц. Они служат нам и застёжкой на одежде, и украшением, и декоративным элементом, и придают нашей одежде нарядный, элегантный, интересный вид.
-Давайте с вами сделаем для себя украшение. Это не просто украшение, а талисман (оберег). Он будет напоминать нам о том, что мы с вами сегодня узнали нового и интересного о пуговице.
Дидактическая игра «Подарок из пуговиц».
Цель: развитие мелкой моторики рук, эстетических чувств детей, навыков и умений работы с пуговицами, умение работать в коллективе.
Давайте подойдем к столу. Сейчас мы с вами сделаем подарок из пуговиц и заберем его с собой в группу.
А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.
На столе стоит заготовка дерева из синельной проволоки и коробка с пуговицами.
Наше дерево надо украсить разноцветными пуговицами. Берите по одной пуговке и нанизывайте на ветви дерева.
Вот какое красивое дерево у нас получилось!
Нам с вами пора возвращаться назад. Садитесь на стульчики, закрывайте глазки.
Машина «времени» сейчас,
Верни обратно в детский сад!
Звучит музыка.
Заключительный этап (3 минуты).
Цель: способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения у детей; систематизировать и закрепить полученные во время образовательной деятельности знания.
Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что нового вы сегодня узнали?
Так чем отличаются пуговицы друг от друга?
Что вам сегодня больше всего понравилось? А что вам было сложно?
Что вызвало затруднения? О чём бы вам хотелось рассказать своим родителям или своим друзьям.