Екатерина Венедиктова
Учим детей, играя. Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию. Поэтому не только среда, но и дидактический материал стимулирует ребёнка, находится в свободном доступе, даёт возможность повторять уже известные знания, а подбор орудий и предметов действия, стимулирует и побеждает к творческой деятельности и учит переносить имеющиеся навыки на новые ситуации, т. е. расширяет зону ближайшего развития.
Публикация «Учим детей, играя, Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Целью моей работы является: формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством игр.
Для себя я определила следующие задачи :
Формирование у детей умения анализировать предметы, выделяя такие их признаки, как цвет, форма, величина.
Формирование у детей умения выделять некоторые пространственные и временные отношения между предметами.
Формирование умения устанавливать количественные соотношения.
Содержание каждого этапа:
На подготовительном этапе мною была проведена диагностика с целью выявления уровня развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, разработан системный комплекс НОД, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей второй младшей группы (от 3 до 4) с использованием дидактических игр. Настольно печатных, конструирование, здоровье сберегающих технологии.
Проведё нная мною диагностика показала следующие результаты:
дети затрудняются самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые и т. д.);для решения поставленной задачи детям необходима активная помощь взрослого;
не все дети умеют правильно определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же»; на вопрос, заданный после изменения расположения 3-4 предметов : "Их столько же или стало больше?" не все дети дают правильный ответ;
при определении отношений между группами предметов некоторые дети допускают ошибки, но исправляют их по просьбе взрослого.
не все дети ориентируется в пространственных и временных отношениях, не понимают смысла обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, под, верхняя – нижняя (полоска).
Разрабатывая комплекс НОД, связанный с формированием элементарных математических представлений у детей я учитывала полученные результаты диагностики. А также то, что во второй младшей группе широко применяется образовательная деятельность, организованная в форме игр. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.
В своей работе я использовала в основном методы и приёмы опосредованного педагогического воздействия:
сюрпризные моменты,
игровые образы,
игровые ситуации.
Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Основным этапом было проведение занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в течение года.
Непосредственно образовательная деятельность была построена мною с учётом возрастных особенностей детей, составлена в игровой форме. В процессе её проведения, происходила постоянная смена видов деятельности. Дети принимали участие в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.
В работе с родителями были подготовлены и проведены консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования элементарных математических представлений, а также о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
На заключительном этапе я проанализировала результаты проведенной работы.
Конечный результат: использование дидактических игр способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников.
Дети научились выделять и называть форму, размет предметов, находить предметы по указанным свойствам, сравнивать и обобщать предметы. А также, путём практического сравнения и зрительного восприятия самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства по размеру и количеству, активно пользуются числами (1,2,3, словами «сначала - потом», «утром – вечером»; поясняют последовательность действий.
Автор : Венедиктова Екатерина Витальевна, воспитатель младшей группы МАДОУ д/с10
Описание материала : предлагаю воспитателям второй младшей группы методическую разработку по математике для детей второй младшей группы по инсценировке «На арене цирка» на котором дети закрепляют понятия «маленький-большой», «высокий - низкий», «поровну», расширяют свои представление о персонажах и последовательности выступлений, углубляют знания о геометрических фигурах.
. Программное содержание.
Образовательные задачи
- продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
- закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного,
-Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
Развивающие задачи:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность -Расширять и активизировать словарь детей.
-Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать желание трудиться;
-Воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование и материалы :
Демонстрационные: мягкая игрушки кошка и котята, клоуны, собаки. Большой и маленький кубики. Большие и маленькие коробки, использование ИКТ, магнитофонные записи.
Раздаточные: геометрические фигуры.
Место проведения: Музыкальный зал.
Предварительная работа : Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
1. Конструирование.
• Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы, различные по цвету
• Мягкие кубики счет до 5.
- (по размеру, куб, круг, квадрат, треугольник).
2. Настольно печатные игры.
• «На лесной опушке».
• «Утро, вечер»
• «Домашние и дикие животные»
• «Геометрическое лото»
• «Автобус для зверей»
3. Дидактические игры.
• «Воздушные шары» (круг, цвет, величина)
• «Коврик для котят» (геометрические фигуры)
• «Ёжики» (количество, форма, цвет)
• «Украсим бабочки, геометрическими фигурами»
• «Веселые клоуны» (геометрические фигуры, форма, цвет)
• «Раздаточный материал
• «Матрешки» «грибы», Бабочки», «Фрукты и овощи».
• «Весёлые клоуны»
4. Здоровье сберегающая технология с использованием ИКТ (гимнастика для глаз)
1. «Автомобиль» (круг, квадрат, прямоугольник)
2. «Домик для поросёнка» (квадрат, прямоугольник, треугольник)
3. «Цветы и бабочки» (количество и цвет).
• Массажная дорожка с геометрическими фигурами.
• Гимнастика для рук и пальцев «Пять котят» (счет до 5, цвет).
5. Настольный театр.
• «Три медведя» (счет до 3, величина)
Приложение 3
Аннотация. В работе представлено развлечение «Мы в цирке» для детей второй младшей группы направленный на комплексное решение задач по формированию элементарных математических представлений. Развлечение включает в себя комплекс игровых заданий и упражнений.
Задачи:
1) Продолжать учить сравнивать три неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «столько-сколько»
2) Упражнять в различении и правильном назывании знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
3) Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа, находить верхний левый и правый углы, нижний левый и правый углы
4) Учить определять эмоциональное состояние человека по его мимике
5) Расширять словарный запас, общую осведомлённость детей.
6) Развивать внимание, наблюдательность;
6) Воспитывать интерес к математике и игре с геометрическими фигурами.
Ход
1. Введение в учебно-игровую ситуацию (мотивация)
(Дети стоят около своих стульчиков.)
В зал с хорошим настроение вбегает клоун «Клёпа» и радостно сообщает о том, что в детский сад приехал цирк «Клёпачка»,
Двери цирка мы сегодня открываем
Всех гостей на представленье приглашаем,
Приходите веселиться вместе с нами,
Приходите, станьте нашими гостями.
2 Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы любите цирк?
Ответ детей : Да!
Воспитатель: Дорогие ребята, чтобы попасть в цирк, нам надо закрыть глаза, нужно произнести волшебные слова.
(пока дети проговаривают считалку, на арену выставляют два кубика, разного цвета и величины)
Раз, два, три, четыре, пять!
Нам друзей не сосчитать!
А без друга в жизни туго!
Берегите же друг друга!
(Дети открываю глаза)
Воспитатель: Ребята по волшебству мы попали в цирк «Клепочка», посмотрите на арене стоят кубики?
-Сколько их и какого они цвета?
-Чем они отличаются?
Ответ Детей : Стоят два кубика. Разные по величине и цвета.
На арену цирка выбегает клоун «Клепа»
-добрый день господа,
Вы пришли ком не Ура!
Представленье начинаем,
Дружно хлопать предлагаю.
(дети хлопают дружно в ладоши и садятся на стульчики)
Клё па: Ребята чтобы узнать кто будет сейчас выступать отгадайте загадку.
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
Правильно это кошка
На кубики выставляются две кошки разной величины и у них прикреплены геометрические фигурки,
Клё па: ребята расскажите, сколько вы видите кошек?
Дети: Много
Воспитатель: Всем кошкам хватило кубиков?
Дети: Да.
Клё па: Давайте все вместе скажем: «Сколько кубиков, столько и кошек, поровну.
Воспитатель: ребята, а посмотрите внимательно, у кошек есть геометрические фигуры, назовите нам их.
(воспитатель показывает геометрические фигуры, круг, квадрат, треугольник)
- Сколько их у нас, какого они цвета?
Клё па: Постойте, это же мои заплатки для коврика, на котором спят мои котята.
(Показывает коврик с вырезанными фигурами)
Дидактическая игра «Коврик для котят»
Клё па: Ребята, а у меня есть любимы клубочки моих котят. Они очень любят сними играть. Давайте и мы поиграем с нашими пальчиками, вспомним стихотворение о киске.
Здоровье сберегающая технология:
(дети берут маленькие мячики в одну ладошкой, а другой ладошкой начинаю вращать по кругу нажимая, потом сжимают и разжимают мячик.)
Киска ниточки мотала.
И клубочки продавала.
- сколько стоит?
-Три рубля. Покупайте у меня!
Клё па: Ребята посмотрите к нам ползут ёжики, сколько их?
Дети: Считают, одни, два, три.
Воспитатель: Ребята пока ёжики ползли к нам, они растеряли все свои иголки
(на арене рассыпаны разноцветные прищепки, красные, желтые, зеленые)
Сколько много прищепок, давайте прикрепим прищепки к ёжикам, и они снова станут колючими.
Дидактическая игра «Цветной ёжик»
Клё па: Какие вы молодцы. Теперь мои ёжики снова стали колючими,
Усаживайтесь по удобней, смотрим дальше представленье.
(выносит сундук)
Ребята посмотрите у меня есть волшебный сундук.
-Он какой?
Ответ дети: Большой.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а на сундуке висит….?
Ответ детей : Большой замок.
Клё па: Чтобы его открыть нужно на него сильно подуть.
Здоровье сберегающая технология: Упражнение на дыхание.
(дети вдыхают воздух носом, выдыхают ртом)
Задувает ветерок,
Облака гоняет,
Малыша моего,
Играть зазывает!
(дети дуют на замок. Воспитатель открывает крышку сундука, а там бабочки)
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько Бабочек и какие они все разные, красивые?
Дидактическая игра «Бабочки и цветы»
Клё па: Ребята, а вы хотите посидеть на моей арене?
Ответ детей : Да!
Клё па: Тогда садитесь по удобней, сейчас я вам покажу Волшебную гимнастику для ваших глазок,
Здоровье сберегающая технология с использованием ИКТ
«Бабочки»
(пока дети выполняют гимнастику для глаз, воспитатель не заметно вносит в зал воздушные шары)
Клё па: Говорят чудес на свете не бывает, -
Часто взрослые нам любят повторять.
Только в цирке все об этом забывают,
Начинают верить в чудеса опять.
Клё па: Ребята. Посмотрите сколько под куполами цирка, много красивых воздушных шаров. Я их вам дарю.
Клё па: Вот пришло время расставаться,
Представление будем завершать.
Только просим вас не огорчаться.
Цирк всегда вас будет в гости ждать.
Ребята в каждом цирке, в театре есть книга пожеланий.
И у нас в цирке есть такая книга
(выносит книгу пожеланий)
3. Заключительная.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в цирке, давайте оставим свои пожелание в волшебной книге.
(детям на выбор предлагают солнышки и тучки, если детям понравилось они прикрепляют солнышки, если что-то не понравилось, то тучки. Задают вопросы что им понравилось, а что нет)
Воспитатель: Давайте скажем большое спасибо и прощаться с клоуном Клепой, нам пора возвращается в детский сад.
Приложение1.
Предварительная работа с детьми.
Учить детей обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
1. Знакомить детей с геометрическими фигурами в игровой форме :
2. Дидактические игры.
Приложение 2.
Роль прищепки в жизни ребенка.
Прищепками играем — не только мелкую моторику развиваем.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Игры интересны и увлекательны. Могут использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социально-коммутативных развитиях,
Познавательное развитие, Физическое развитие»
Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры - задания.
Приложение3.
Здоровье сберегающая технология с использованием ИКТ
Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Поэтому в своей практике я уделяю большое внимание развитию игровой деятельности. Ведь именно в игре ребенок развивается как личность. Игровые моменты, ситуации и приемы включаю во все виды детской деятельности. Повседневную жизнь детей стараюсь наполнить интересными играми. Моя цель состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Игра сопровождает детей в течении всего пребывания в детском саду.
Непосредственную образовательную деятельность я планирую в игровой форме, открываю широкий путь игре, не навязываю детям свои представления, а создаю им условия для высказывания своих представлений. Детям интересней не узнать, а догадаться, не получить формальный ответ, а использовать свой вопрос, как повод для создания интересной ситуации.
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги. Поэтому в своей работе использую системный подход к сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, внедрению здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.
1. Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровье сберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
2. Упражнение на дыхание.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Однако дыхательная система ребенка не достигла полного развития.
Дыхание у детей поверхностное, учащенное. Следует учить, детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе.
Моя идея заключается в тренировке дыхательной мускулатуры у детей, причём в игровой форме.
Цель: С помощью дыхательных гимнастик сократить число простудных заболеваний.
Приложение 3.
Настольный театр.
«Три медведя» (счет до 3, величина)
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
• дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
• осваивают способы их внешнего выражения,
• осознают причины того или иного настроя.
Цель:
Учить детей внимательно слушать сказку и смотреть показ настольного театра, эмоционально воспринимая содержание.
Формировать устойчивые представления о величине, цвете, количестве.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, согласованность слов и движений.
Приложение4.
Знакомство с профессией клоун.
Цель: Знакомство детей с профессией клоуна. Воспитание положительного отношения к труду циркового артиста.
Предварительная работа :
-беседы о цирке;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр мультфильмов;
- Рассматривание и сравнение различных клоунов.
- Игры с клоуном.