Анна Толмачва
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Актуальность моей темы: изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображению, эмоциям, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
В работе по данной теме, я также поставила перед собой цель.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель: использование дидактических игр при формирование элементарных математических представлений у дошкольников в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
2. Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей.
3. Формировать приемы логического мышления (сравнение, обобщения, классификации).
4. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
5. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
- метод моделирования и конструирования
- решение логических задач
-экспериментирование и опыты
-информационно – коммуникативные технологии
-здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, пальчиковую гимнастику в соответствии с тематикой).
Основной формат работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является конечно же – игра. И именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.
Дидактические игры с детьми использую следующим образом по группам :
1. Игры с цифрами и числами (например я знакомлю детей с образованием числа в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Убираем цифру», «Составь цифру» и т. д. Эти игры учат детей свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия, а также развивать у детей внимание, память, мышление.
2. Игры путешествия во времени. Эта группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев их последовательностью.
3. Игры на ориентировку в пространстве. В этой группе игр моя задача научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.
4. Игры с геометрическими фигурами. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.
5. Игры на логическое мышление. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Работая в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль – роль воспитателя несравненно большая. Именно я – ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Отбирая игры, я исхожу из того, какие задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, разбираю игру с точки зрения ее структуры.
Я считаю, что игры по математике необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Также я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности. Так как математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и освоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Из опыта работы по ФЭМП хочется отметить, что в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических понятий, полученных каждым ребенком, помогает приобрести дошкольникам необходимые знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.
Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – предметно - развивающую и игровую среду. Чем полнее и разнообразнее представляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала в группе позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду - родители и дети закрепляли дома. Поэтому в своей работе использую разные формы работы с родителями :
-общие и групповые родительские собрания;
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Яркие и интересные игры», «Играем дома»
- изготовление дидактических игр;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
Я считаю, что обучение детей математики в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Использование дидактических игр в образовательной деятельности благотворно влияет на освоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Ребенок, которому интересно узнавать что то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Мы как педагоги должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное - ощущение радости при преодолении трудностей.