Кристина Кирьянова
«Твои книжки». Конспект урока в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Твои книжки»
Класс : 3а
Учитель: Кирьянова Кристина Васильевна
Тип урока :Обобщение знаний
Цель урока : Обобщение знаний учащихся о сказках; нарисовать сказку по сюжетам.
Задачи:
- Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о сказках, их особенностях;
-Способствовать развитию воображения, мелкой моторики рук, творческих способностей;
-Содействовать воспитанию эстетического вкуса, уважения к народному творчеству, любви к русским народным сказкам.
Публикация «„Твои книжки“, Конспект урока в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: для учителя – шаблоны, презентация; для учащихся – альбомный лист, карандаш с ластиком, акварельные краски, кисти, палитра, вода.
Конспект урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент - Здравствуйте, меня зовут Екатерина Александровна.
-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь! -Здравствуйте.
2. Актуализация знаний - Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
- О каком жанре идет речь в стихотворении?
- Сказки. Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Так в нашу жизнь входят сказки.
- Чем сказка отличается от других жанров?
- Давайте вспомним из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы делятся сказки?
- По содержанию, какие бывают сказки?
- Я хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете сказки? Назовите героев и название сказок, отрывки из которых вы услышите.
- Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
- Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
- А вот зачин одной сказки:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
- Я вижу, что вы знаете и любите читать сказки.
-Скажите, а в создании книги, какие помогают три Мастера?
-Да, верно. Мастер Постройки сконструирует форму книги (обычную, книгу - игрушку, книгу-раскладушку, Мастер Изображения сделает иллюстрации, а Мастер Украшения поможет книжку декоративно оформить - сделать заставку, концовку, узорную полосу.
– Вы, конечно, знаете, что книги бывают разных размеров – большие, средние и очень маленькие, читать которые можно только с помощью лупы. Есть книги толстые и тонкие. А бывают и книжки-игрушки, с которыми так любят играть малыши. Каждый из вас в детстве имел и вот такую книжку-раскладушку. А есть толстые энциклопедические словари, в которых можно найти информацию обо всем на свете.
– Всякое знакомство с книгой начинается с ее одежды: переплета или обложки. Очень важно беречь обложку и титульный лист, ведь это лицо и имя книги. Без них невозможно узнать, кто написал ее и как она называлась. Переплет не только украшает и предохраняет книгу от порчи, но и создает первое впечатление о ней. Сейчас нам привычен картонный переплет, обтянутый кожей, тканью, бумагой, синтетическими материалами. А были времена, когда переплет состоял из досок – обтягивался кожей или красивой тканью. Отсюда и пошло выражение «прочитать от доски до доски».
-А какие книги интереснее читать с иллюстрациями или без иллюстраций?
- В книгах со сказками иллюстрации очень красивые, завораживающие, загадочные. Ещё, не читая сказку, а рассматривая иллюстрацию, мы попадаем в волшебный сказочный мир.
-Ребята, а вы знаете, как называют художников, которые рисуют для книг?
- Художники, которые рисуют для книг – называются иллюстраторами.
- О сказке.
-Сказка - устный рассказ о чем - то необычном, о невероятном, фантастическом.
-Народные и авторские.
-Волшебные, сказки про животных, бытовые.
-Три медведя.
-Три поросенка.
-А. Пушкин «Руслан и Людмила».
-Мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения.
3. Беседа о художниках – иллюстраторах. - Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогут репродукции Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926) (слайд)
- Виктора Михайловича Васнецова - называют певцом русской сказки. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Рассмотрите их внимательно.
(Слайд репродукции В. Васнецова «Аленушка» и «Иван – царевич на сером волке»)
-Как вы думаете, какая сказка впечатлила художника написать картину «Алёнушка»?
- Посмотрите на картину, какие чувства вызывает у вас эта картина? Что переживает Алёнушка?
-Что в картине говорит об этом?
- Какое настроение передаёт природа, окружающая Алёнушку?
- Какие краски использовал Виктор Васнецов, чтобы передать грустное настроение, печальное настроение девочки?
Картина «Иван – царевич на сером волке» (слайд)
- Здесь художник также взял сюжет известной сказки, где серый волк помогает Ивану – царевичу совершить много трудных дел.
- Пейзажу в этой сказке придаётся большое значение. Ивана – царевича и Елену Прекрасную окружают недобрые силы.
- В чём это видно?
- Какой изображён лес на картине?
- Недобрые силы хотят помешать Ивану – царевичу, но он побеждает зло, с помощью своего помощника.
- Посмотрите, как художник использовал краски, в противовес темному дремучему лесу, что написал художник?
-Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
-Тоску, горе, печаль.
-Застывшая поза девочки, склоненная голова, печальный взгляд.
-Печальное, тоскливое, природа скорбит вместе с девочкой.
-Тёмные краски.
-Тёмный, дремучий, непроходимый.
-Цветы – светлые, нежные, как символ добра.
4. Работа над сюжетом сказки. Анализ сказки.
- Мы сегодня с вами тоже будем художниками - иллюстраторами.
- Будем писать картины – рисунки к русской народной сказке «Гуси – лебеди».
- Давайте вспомним сказку.
- С чего начинается сказка?
- Что наказывали родители дочке?
- Что произошло потом?
- Кого встретила на своём пути девочка?
- Кто помог сестре и братцу?
- Нравится ли вам главная героиня?
- Какой конец у сказки?
- Мы будем иллюстрировать всю сказку по заданию. У нас с вами пять групп, каждой группе свой сюжет.
1) Гуси – лебеди унесли братца.
2) Девочка нашла братца в избушке бабы Яги.
3) Молочная река помогает детям.
4) Яблонька помогает детям.
5) Печка помогает детям.
- В своих работах вам нужно показать, что вы рисуете сказку, надо проявить фантазию.
- Нужно на рисунке обязательно нарисовать тех героев, о ком дано вам задание (сюжет)
- Расположите лист в зависимости от вашего сюжета, определите линию горизонта, отметьте место, где будут расположены главные герои, продумайте величину героев.
- Помните, чем дальше предмет, тем он меньше, чем ближе предмет, тем он больше.
- Посмотрите на наброски героев, вспомните, как поэтапно их рисовать. На доску вывешиваю карандашные наброски – гуся, дерева, избушки, фигуру человека, печку.
Физкультминутка Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложим назад.
5. Самостоятельная работа. -Итак, приступайте к работе, у кого какие вопросы, поднимите руку, я подойду (Включить негромко музыку)
6. Выставка работ. Итог.
- А теперь давайте составим нашу сказку из лучших ваших работ.
- Получилась ли у нас сказка?
- Какая сказка получилась?
- Чему учит нас эта сказка?
- Ведь недаром говорится: «Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
- Сегодня на уроке вы все хорошо поработали! Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.
Выставление оценок по критериям:
1. Соответствие работы теме урока
2. Аккуратность.
3. Поэтапность
4. Законченность работы
5. Правильное выполнение композиции
6. Гармоничное соотношение цветов.
7. Правильное расположение листа.
- Ребята, не забудьте убрать после работы свое место. Оставьте его чистым.
7. Рефлексия – Что нового вы узнали на уроке?
– Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?
– Понравился ли вам урок?
-Урок окончен. До свидания!