Приложение МААМ

ТРИЗ-технологии как средство развития творческих способностей дошкольников в деятельности по ФЭМП (2 фото)

Ирина Резник
ТРИЗ-технологии как средство развития творческих способностей дошкольников в деятельности по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы

«ТРИЗ-технологии как средство развития творческих способностей дошкольников в деятельности по ФЭМП"

ТРИЗ-технологии как средство развития творческих способностей дошкольников в деятельности по ФЭМП
Фото №1 ТРИЗ технологии как средство

В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым компонентом формирования картины мира ребенка. Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Публикация «ТРИЗ-технологии как средство развития творческих способностей дошкольников в деятельности по ФЭМП» размещена в разделах

ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. ТРИЗ это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию.

Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Игры по технологии ТРИЗ увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности. Данная технология позволяет не только качественно сформировать классификационные навыки, но и даёт возможность развивать творческое мышление детей. В процессе игры ребёнок учится сам выбирать по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной, ненужной в данный момент информации.

слайд 2

Метод «Системный оператор»

побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту. Этот метод используется как при ознакомлении с фигурами, так и с числами.

• В работе с детьми пятого года жизни используют три экрана: система, надсистема, подсистема или система в настоящем, прошлом, будущем.

• Старших дошкольников знакомят с пятью.

• Девять экранов применяют в индивидуальной работе с детьми, проявляющими интерес и желание узнать больше нового.

Слайды 3-4

Дидактические игры с кругами Луллия:

«Сочиняем задачи», «Кто соседи?», «Продолжи цепочку», «Подбери цифру», «Найди фигуры»; «Из чего состоит число» и др.

Варианты заданий:

1. Найди реальное сочетание

2. Объясни необычное сочетание

3. Придумай фантастическую сказку

4. Реши проблему

Слайды 5-6

Метод синектики

Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

В дошкольном возрасте понятие "синектика" не вводится. Проводятся такие игры, как "На что похоже", "Что такое же" и т. п.

• Прямая аналогия по форме: круг- мяч, тарелка и т. п. ; по цвету: солнце и одуванчик.

• Личностная аналогия (эмпатия): Представь себя цифрой….

• Представь себя геометрической фигурой….

Слайд 7

Игра «Да – нет»

В играх «Да - Нет» с использованием линейного (одномерного) пространства[/b] объекты выстраиваются в линию горизонтально, а в зависимости от качества освоения детьми линейного числового ряда, вертикально или удаленно.

Игры «Да – Нет» с числами позволяют научить детей сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Это заинтересовывает детей и развивает их познавательные способности.

С помощью линейной игры «Да-нет» можно решать задачи по закреплению математических представлений: величина (длина, ширина, высота, толщина); ориентировка в пространстве (справа, слева); ориентировка во времени (дни недели, месяцы года, времена года); представления о числовом ряде.

Например, игра «Да-нет» на бумажной ленте с цифровым рядом от 0 до 10

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Вопросы:

- Это цифра пять (выделение середины? – Нет.

- Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)

Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).

- Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).

- Эта цифра 1

Слайд 9

Игры «Да – Нет» на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве через понятия «правая – левая», «верхняя- нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости. Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости.

Вопросы:

-Эта геометрическая форма находится в дальней

части стола?

-Она находится в правой дальней части стола?

-Эта геометрическая форма находится в

правом дальнем углу?

-Это шар?

Слайд 10

Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве (комнате или коробке, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

Данный вид игр «Да – Нет» может разворачиваться:

- в комнате - взгляд на объемное пространство изнутри.

- в коробке (черный ящик», взгляд на объемное пространство сверху.

Объектами для игры могут служить все предметы, находящиеся в комнате или коробке.

На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты,

которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск.

Слайд 11

Игра «Теремок»

Правила игры: Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Можно искать сходства и отличия с предыдущим вошедшим в теремок. Можно усложнить и попробовать найти сходства со всеми присутствующими в теремке.

Слайды 12-13

Игры со счетными палочками

Широко известные всем счетные палочки могут быть не только счетным материалом.

С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить с началами геометрии. Используя палочки как единицу измерения, можно выделять элементы фигур и давать им количественную характеристику, строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздавать связи и отношения между ними.

Слайд 14

Игры с палочками Кюизенера

Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).

Слайд 15

Игры с блоками Дьенеша

Логические блоки Дьенеша - абстрактно - дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например создавать множества красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие, цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение).

Слайд 16

Игра «Сложи узор»

Игра «Сложи узор» - разноцветные кубики. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е. выполнить уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

Слайд 17

Игра «Сложи квадрат»

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности.

Слайд 18

Игры-головоломки или геометрические конструкторы

Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной педагогике известны такие игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Сердечко», «Листик». Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

Слайд 19

Игра «Хорошо-плохо»

Берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и назы-вается как можно больше положительных и отрицательных его сторон.

Например, в качестве объекта выбирается треугольник. Положительные ассоциации детей — похож на крышу дома, устойчивый; отрицательные — не катается, колется.

Слайд 20

Игра «Придумай слово»

Дети любят придумывать новые слова – предложите им один из способов словотворчества – изменение слова путем добавления к слову числительного.

Например, «трехкорова» это какая? Сколько она дает молока, сколько у нее голов, ног, хвостов? Полный простор для фантазии. Неплохо повторить с детьми деление целого на части, добавляя слова полу-, четверть-. Например, ложка – полуложка: это может быть пол-ложки, а как ею пользоваться? А может взять по функциям – несет ложка еду только до половины, как быть?

Слайд 21

Игра «Математическая мозаика»

Перед детьми карточка поля и 9 маленьких квадратов (красного и зеленого цвета). Педагог задает детям вопросы. Если ответ на вопрос «ДА», то ребенок выкладывает зеленый квадратик, если «НЕТ» – красный. Так заполняются все квадраты. Следует уточнить детям, что квадраты выкладываются с левого верхнего угла. В конце полученный рисунок сравнивается с образцом взрослого

Слайд 22

Игра «Где живет?»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.

- Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.

В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

-В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.)

Где живет цифра 3?

-В днях недели, в месяцах года,

Где живет цифра 5?

-В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада и т. п.

Слайд 23

Игра «Много-мало»

Проводится при ознакомлении с понятиями «много-мало».

-Этого было много, а стало мало. Что это может быть? Дети: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. (Игрушек, овощей а огороде)

При уточнении понятия относительности размера

-Это было раньше маленьким, а стало большим.

Дети: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

- Это было раньше большим, а стало маленьким.

Дети: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше

Слайд 24

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технологии как средство развития творческих способностей дошкольников в деятельности по ФЭМП
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 18:24
+53Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ-технологии как средство развития творческих способностей дошкольников в деятельности по ФЭМП» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Резник (УИ 479766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД