Белишко Оксана Александровна
Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных средств речевого развития является обучение.
Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой и другими выдающимися педагогами. Решение всех речевых задач осуществляется посредством разных форм организации детей. Ведущими являются образовательные ситуации, специальные занятия, ситуации общения. Важнейшей формой организации обучения в методике развития речи детей считаются специальные занятия, на которых ставятся и целенаправленно решаются определенные задачи речевого развития. По мнению ученых, занятия помогают преодолеть стихийность, решать задачи речевого развития планомерно, в определенной системе и последовательности. Результативность занятий определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные задачи, и обеспечивается развитие речевых навыков и умений.
Публикация «Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию» размещена в разделах
Задачи по речевому развитию детей классифицируются следующим образом: - В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия.
- В зависимости от применения наглядного материала.
- В зависимости от этапа обучения, т. е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. Ведущей задачей является развитие связной речи.
Решение остальных задач направлено на ее совершенствование.
Так, в первой младшей группе, это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.
Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использование литературных текстов, рассматривание картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребенка умения выслушивать собеседника, не перебивать его, и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.
В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка как в процессе общения, так и в монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывание творческих рассказов.
Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической речи детей в каждой возрастной группе.
Кроме того, существует классификация занятий А. М. Бородич (по дидактическим целям) :
- Занятия по сообщению нового материала.
- Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
- Занятия по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков.
- Итоговые или учетно-проверочные занятия.
- Комбинированные занятия.
Каким должно быть современное занятие? Ф. А. Сохин писал, что, развивая речь ребенка, необходимо включать его в активный, творческий процесс, основанный на интересе к занятию и подкрепленный личностно-ориентированными отношениями воспитателя и воспитанников. Необходимо изменение позиции воспитателей к форме организации занятий, методам и приемам обучения, делая акцент на игру, активизацию мыслительной и речевой деятельности детей.
Место занятия в образовательном процессе определяется следующими позициями:
1. Занятие – итоговая форма работы по теме или разделу. Его главные задачи – обобщение и систематизация знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Итоговые занятия являются как обучающими, так и диагностическими. Они позволяют оценить словарный запас, уровень владения сложными речевыми формами, отношение ребенка к теме и желание речевое общение. Итоговые занятия чаще всего проводятся в форме обобщающих бесед.
2. На занятии решается основная для данного возраста речевая задача : в младшем дошкольном возрасте - это активизация разговорной речи и профилактика возможных нарушений звукопроизношения; в средней группе – освоение основных обследовательских действий и накопление словарного запаса; в старшей группе – обучение рассказыванию с использованием грамматически правильной, выразительной речи; в подготовительной к школе группе – развитие речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания.
3. Занятия по развитию речи носят интегрированный характер. Они могут быть познавательно-речевыми или комплексно-речевыми. В ходе познавательно-речевых занятий на одном познавательном содержании (экологическое, математическое, литературное, эстетическое, социальное) можно решать несколько речевых задач. Например, в процессе итоговой эстетической беседы «О вежливости и доброжелательном отношении к людям» в подготовительной к школе группе целесообразно развивать речь - доказательство, упражнять детей в использовании правил речевого этикета. При этом будет решаться задача активизации и обогащения словаря за счет использования форм вежливого обращения к сверстникам, молодым и пожилым знакомым, а также к незнакомым людям. Комплексные речевые занятия предполагают решение одной (новой) речевой задачи в разных видах деятельности или путем использования разных дидактических средств. При этом кроме главной речевой задачи решаются задачи по совершенствованию других видов деятельности. Например, в комплексное занятие по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке, могут быть включены разные виды деятельности: игровая (обыгрывание игрушек, имитация действий, обследовательская (выявление особенностей игрушек, рассматривание или составление схемы описательного рассказа, чтение стихов об игрушках, изобразительная деятельность (аппликация игрушки, трудовая (мытье или уборка игрушек, отгадывание или придумывание загадок об игрушках.
4. Выбор типа занятия осуществляет воспитатель, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержания занятия и возможности детей. Что нужно учитывать при построении занятий : - нужно следовать логике речевой деятельности. Начинается занятие с мотивации речевой активности : в младшей группе, чтобы вызвать у ребенка желание говорить.
Лучше использовать приемы, обращенные к эмоциональной сфере (сюрпризные моменты, общение с игровым персонажем, демонстрация новой игрушки и пр.);
- в более старшем возрасте – создание проблемных ситуаций, загадки, соревнование и пр. - после того, как у ребенка появилось желание включиться в речевую деятельность.
Необходимо помочь ему определить ее содержание. Накопление и актуализация знаний и впечатлений, которые станут содержанием высказываний, осуществляется в познавательной деятельности детей: рассматривание картинки, чтение произведения, рассказ воспитателя, обследовательская деятельность. - следующим этапом занятия становится обучение детей речевой форме. Воспитатель помогает им найти те слова и грамматические формы, которые позволят передать свои мысли по поводу освоенного содержания. Можно использовать разные приемы работы: образец высказывания, план рассказа, схема, вопросы, пример литературных образцов речи.
- заканчивается занятие упражнениями в освоенной речевой форме : это детские высказывания, чтение стихотворения, самостоятельные выводы, рассуждения, объяснения.
Третьей основной формой работы по развитию речи являются ситуации общения, т. е. специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на закрепление освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно их увидеть и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения речевых задач. Технологический подход требует предельной конкретизации конечных целей развития ребенка, т. е. формулировки их в виде перечня тех знаний, умений и навыков, которыми дети должны овладеть на занятии. Планируя занятие, педагог переводит его цели на язык наблюдаемых действий, то есть планирует ожидаемый результат.
В соответствии с этим можно выделить следующие этапы:
- постановка целей и их максимальное уточнение;
- ориентация целей и хода обучения на гарантированное достижение результатов, оценка текущих результатов;
- коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
- итоговая оценка результатов.
Правильно спланированное занятие позволит воспитателю выявить реальные достижения ребенка в речевом развитии, грамотно выстроить коррекционную работу, избавит от проведения инструментальной диагностики. Следует отметить, что деятельность детей на занятии меняет качество деятельности педагога: ориентируясь на индивидуальные особенности воспитанников и уровень их речевого развития, педагог проектирует необходимые развивающие ситуации и упражнения.
Формы организации детей на занятиях могут быть разными, варьироваться и зависеть от целого ряда обстоятельств:
- количественного состава детей: фронтальные, групповые, индивидуальные занятия;
- размещения детей: за столами, полукругом, лицом друг к другу, на «ковре-самолете», «машине»;
Для активизации мыслительной и речевой деятельности детей на занятиях используется :
- чередование видов деятельности;
- приемы на развитие творческого воображения;
- логические ошибки, проблемные ситуации, кроссворды;
- дидактические игры и многое другое.
Планирование работы по развитию речи осуществляется на основе комплексно-тематического принципа, который предполагает реализацию содержания программы по темам посредством использования всех форм работы: образовательных ситуаций, занятий и ситуаций общения. Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению коммуникативной компетентности и субъектной позиции ребенка в речевой деятельности.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2001.
2. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М., 1976.
3. Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателей детскою сада / Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 1999.
4. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 1983.
5. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 2010.
6. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 2009.
7. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М. ; Воронеж, 2002.
8. Тихеева Е. И. Развитие речи дошкольника / Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1981.
9. Усова А. П. Обучение в детском саду. - М., 1984.
10. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольников. - М., 2010.
11. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 2009.