Краморенко Аина
Технология экспериментирования — как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технология экспериментирования — как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
«Самое лучшее открытие то,
Которое ребенок сделал сам.»
Ральф Уолдо Эмерсон
В современном мире в условиях быстро меняющейся жизни человеку уже недостаточно просто владеть знаниями, на первый план выходит умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Технология экспериментирования — как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2022
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решения множества задач, одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…».
Советский и российский психолог, исследователь в области педагогики и психологии дошкольного образования Николай Николаевич Поддьяков говорил: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
У детей дошкольного возраста ведущим является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно поэтому экспериментальная деятельность дает детям наиболее полное представление о изучаемом объекте и его взаимодействии с окружающей средой. От того насколько разнообразна и интенсивна поисковая деятельность зависит объем полученной информации.
На сегодняшней день современная система образования в дошкольном учреждении отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога – воспитаннику) к созданию условий для стимулирования у них познавательной активности, инициативы и самостоятельности в освоении знаний, решении поставленных проблем. Именно поэтому я выбрала данное направление и начала активно внедрять в практику своей работы с детьми 4-5 лет.
Мною была поставлена цель с помощью экспериментирования развить у детей дошкольного возраста познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Для грамотного построения работы мною были выделены основные задачи, направленные на реализацию данной цели.
Задачи:
• Расширить кругозор детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.).
• Развить у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.).
• Формировать у детей умственные способности: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения.
• Формировать способы познания путем сенсорного анализа.
• Социально-личностное развитие : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
На мой взгляд главным достоинством метода экспериментирования является то, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы.
Чтобы у детей была возможность самостоятельно найти ответы на вопросы и удовлетворить свою любознательность, решила организовать кружковую работу по экспериментированию «Экознайка». В своей работе я стараюсь обратить внимание детей на то, что даже в хорошо знакомых им объектах таких как: вода, воздух, солнце, песок и пр. остается много неизвестного. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет? Если, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
Таким образом кружковую деятельность я направляю на воспитание разносторонне развитой личности.
Свою работу я начала с изучения научно - методической литературы по данной теме, создания условий для развития познавательной активности детей, учитывая возрастные особенности детей, подборе материалов для уголка экспериментирования.
Был составлен перспективный план работы по организации исследовательской деятельности детей с использованием метода экспериментирования. Планирование включило в себя проведение опытов по изучению свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы. Метод экспериментирования построен на различных видах деятельности» познавательной, экспериментальной, творческой и продуктивной.
С детьми были проведены занятия «Цветы лотоса», «Почему тает снег», «Эксперименты с водой», «Испытание магнита», «Цветной дождик» и др. Для самостоятельной деятельности детей создан уголок экспериментирования (детская лаборатория, имеется картотека опытов. Разработаны карточки-схемы по проведению опытов, а также правила поведения в уголке экспериментирования. Дети не только во время кружка работают в данном уголке, но и в процессе НОД могут выполнять различные задания, что повышает огромный интерес к новым знаниям и умениям.
Как мы все с вами знаем, важную роль в образовательном процессе играет участие родителей. Вовлечение родителей в процесс развития познавательного интереса детей строится на разных формах взаимодействия. Например: Беседа на тему «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях», посещение НОД. В информационном уголке оформлены консультации «Опыты. Играем дома», фотовыставка «Юные исследователи», буклет «Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка». Для ознакомления родителей с проделанной работой использую мессенджер Viber. С помощью данных форм работы, родители стали активными участниками и помощниками в организации детского экспериментирования.
Дети любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом и т. д. Взрослые часто сомневаются в том, что ребенок при этом может всерьез научиться важным вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность, расширяется представления об окружающем мире, накапливается богатый опыт, повышается интеллект.
Спасибо за внимание!
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.»
Сухомлинский В. А.