Познухова Екатерина Ивановна
Технология создания психоэмоционального комфорта детей раннего и дошкольного возраста средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Методическое название проекта: «Технология создания психоэмоционального комфорта детей раннего и дошкольного возраста средствами фольклора»
Творческое название: «Волшебный мир фольклора».
Автор: Познухова Е. И.
Участники проекта: Любаева Г. Ф., Познухова Е. И. (воспитатели группы «Пупсики» МАДОУ №5, воспитанники и родители воспитанников группы.
Образовательная область: Основная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Технология создания психоэмоционального комфорта детей раннего и дошкольного возраста средствами фольклора» размещена в разделах
Интегрируется с образовательными областями «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическая культура», «Познавательное развитие».
Вид: информационный, долгосрочный.
Сроки: с 01. 10. 2018г. по 20.05. 2020г.
Актуальность: Дошкольный период является тем возрастом, когда активно развиваются эмоции, усложняются чувства и переживания ребенка. По своей природе ребенок — существо эмоциональное, так как в своих поступках он руководствуется не столько усвоенными понятиями и правилами, сколько чувственными впечатлениями и переживаниями, проявлениями комфорта.
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Обеспечение эмоционального комфорта и благополучия ребенка – одна из задач, поставленных перед педагогами федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО – далее) в работе с детьми, где составляющими эмоционального благополучия дошкольников являются хорошее самочувствие (здоровье, спокойная обстановка в группе дошкольной организации, успех ребенка во взаимодействии с педагогами образовательной организации (воспитателями, специалистами, успех во взаимодействии с детьми группы, общий позитивный уклад жизни в дошкольной организации.
Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия и комфорта, встаёт очень остро. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни семьи, занятостью родителей и другими факторами. Принимая всё это во внимание, педагогические коллективы ДОО привлекают новые инструменты для обеспечения психоэмоционального и морального комфорта детей коллективе и семье. Одним из наиболее универсальных средств воздействия и позитивного влияния на развитие и коррекцию психоэмоциональной сферы, нормализацию или оптимизацию психического состояния ребёнка является фольклор.
В фольклоре аккумулирован опыт и мировоззрение целых наций, народов, поколений. В течение многовекового устного существования произведения фольклора прошли особый отбор. Передавались лишь те сказки и мифы, которые принимало большинство людей и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Наличие идеалов добра, правды, справедливости, простоты несет огромный психотерапевтический заряд. Данный жанр используется в работе с детьми для осознания ими трудностей, для улучшения контакта с родителями, сверстниками и т. д.
Иллюстрированные фольклорные произведения дают ребенку возможность понять, что его желания, чувства, действия — это часть процесса его роста. Иллюстрации могут вызывать и негативные, и позитивные реакции. Чем больше иллюстраций, тем больше интерес к книге. Чем крупнее иллюстрации, тем активнее интерес. Иллюстрация с центральным объектом, «притягивающим глаз», более привлекательна, чем без такового и со множеством деталей. Значение иллюстрации в том, что она «заинтересовывает».
Многие произведения фольклора служат основой для подвижных и пальчиковых игр, которые также положительно влияют на развитие, социализацию и психоэмоциональное состояние детей.
Цель: разработка и апробация технологии создания психоэмоционального комфорта средствами фольклора
Задачи: 1. Установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьёй.
2. Активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнёрские взаимоотношения с ребёнком.
3. Объединение усилий для развития и воспитания детей.
4. Разработать и апробировать алгоритм реализации технологии психоэмоционального комфорта детей раннего и дошкольного средствами фольклора.
5. Разработать и апробировать диагностический инструментарий по проблеме исследования.
6. Повысить компетентность педагогов и родителей в области использования произведений фольклора как средства влияния на психоэмоциональное состояние детей раннего и дошкольного возраста.
Предполагаемый
результат: - создание общего психоэмоционального комфорта дошкольников;
- позитивное отношения к себе, к своему «Я»; развитие способности к объективной самооценке, укрепление адаптационных качеств, развитие самостоятельности, чувства уверенности в себе, системы ценностей;
- позитивное отношение к другим (развитие способности к сопереживанию, критического и доброжелательного восприятия достоинств и недостатков других людей, навыков адекватного и равноправного общения, способности к разрешению межличностных конфликтов);
- повышение работоспособности и активности ребенка, снижение его тревожности;
- воспитание оптимизма;
- формирование навыка адаптации в коллективе (умеет устанавливать контакты, знает, как и способен организовать общение);
- овладение навыками выбора и принятия решения, мобилизации и самоорганизации в экстремальных ситуациях (в соответствии с возрастом, оптимистической оценки реальности.
Реализация проекта:
1. Подбор диагностических материалов.
2. Организация и проведение входной диагностики по выявлению уровня психо-эмоционального комфорта.
3. Разработка учебно-методического комплекса.
4. Разработка методических рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций.
5. Разработка рекомендаций для родителей.
6. Обновление и модернизация РППС в группе, в том числе библиотеки детского чтения.
7. Обновление в группе Центра театрализованной деятельности.
8. Создание раздевалки группы, мини-библиотеки для родителей обучающихся и для детей раннего дошкольного возраста.
9. Создание каталога фольклорных произведений для детей раннего возраста на электронном и бумажном носителях.
10. Разработка конспектов и сценарных планов образовательных ситуаций с детьми с использованием фольклора.
11. Проведение анкетирования среди родителей воспитанников по теме: «Что читаем дома ребенку?».
12. Совместное сотворчество родителей с детьми: выставка рисунков «Иллюстрация к мой любимой потешке»; выставка поделок «Мой любимый персонаж фольклора».
13. Акция «Подари детям книгу».
14. Акция «Читаем фольклор».
15. Организация проведение итоговой психолого-педагогической диагностики детей по формированию детей психоэмоционального комфорта.
Формы работы: - НОД;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;
-Пальчиковые игры;
-Речевые игры;
-Наблюдения в природе;
- Труд в природе;
-Продуктивная деятельность;
- Чтение художественной литературы;
- Музыкально – ритмические движения;
- Выставки;
- Акции;
- Развлечения;
- Консультации (устные и письменные) для родителей;
- Беседы с родителями;
- Родительское собрание;
- Информационный лист, памятки, рекомендации.
Акция: "Подари книгу детям".
Мы предложили родителям принести в группу любую книгу, желательно, чтобы она соответствовала возрасту наших детей (1 - 3 года). На стенде "Для вас родители" выложили информацию: "Роль книги в жизни ребенка", "Какие книги рекомендуется читать детям от 1 до 3 лет", "Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение", "Книга или телевизор" и "Зачем читать детям книги". Цель мероприятия: привлечь внимание родителей к данной проблеме и совместно с воспитателями решать ее. Большинство родителей нашей группы с радостью откликнулись на то, чтобы принять участие в акции. Книги приносили разные: сказки, произведения Корнея Чуковского, стихи, рассказы, познавательную литературу по темам "Овощи и фрукты", "Животные", "Транспорт", "Новый год", также «наша библиотека» обогатилась книгами с фольклором : «Два веселых гуся», «Потешки», «Песенки для малышей» и др. Примечательно, что родители дарили не только новые книги, но и старинные в хорошем состоянии. Всего мы собрали более 45 книг. Дети с удовольствием рассматривают книги, а у нас появилась возможность познакомить их с литературными произведениями разных жанров.
Принимаем участие в Международной акции «Наши истоки. Читаем фольклор».