Полина Данилова
Технология «План-дело-анализ» в реализации проекта по организации сюжетно-ролевой игры «Банк»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Технология «План-дело-анализ» в реализации проекта по
организации сюжетно-ролевой игры «Банк»»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Как было сказано ранее в своей практике работы по формированию
предпосылок экономической грамотности у дошкольников мы используем
разные образовательные технологии, в том числе и
Слайд No 2
педагогическую технологию индивидуализации обучения и
эффективной социализации дошкольников Лидии Васильевны Свирской
Темочки:
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Банк. Знакомство с банком и работниками
- Банк. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Проекты, проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
«План-дело-анализ», так как основой современного дошкольного
образования, заданной ФГОС ДО, является развитие детской инициативы и
самостоятельности, поддержка разнообразия детства.
Данная технология дает возможность развивать познавательную
инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего
образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФОП ДО.
Основная идея технологии состоит в том, что обучение, главным образом,
проходит именно в выбранных детьми видах деятельности. Детям
предлагаются темы, основанные на их интересах, т. е. что они хотят узнать
нового.
Используя данную технологию можно успешно решать любые
образовательные задачи, а также удачно проектировать разные сюжетно-
ролевые игры, и сегодня познакомлю вас с проектом по организации
сюжетно-ролевой игры «Банк» с использованием технологии «План-дело-
анализ».
Слайд No3
Первым компонентом технологии «План-дело-анализ» является
групповой сбор (детский совет, во время которого дети выбирают тему
проекта. Выбору темы проекта по организации сюжетно-ролевой игры
«Банк» может способствовать появление в группе любого атрибута,
связанного с данной темой, в нашем случае это был «сейф», который вызвал
большой интерес у детей. У них возникло много вопросов: что это, для чего
нужен, какие бывают сейфы, где устанавливают его и др.
Слайд No4
Для выявления инициативы и образовательных запросов детей по
данной теме, а также для понимания того, что дети знают и что хотят узнать
«Банке» мы составили вместе с детьми «Модель трех вопросов» : Что мы
знаем? Что хотим узнать? Как узнать?
Например:
Что мы знаем о банке? Дети отвечали: «Там получают деньги платят
за коммунальные услуги, в банке стоят банкоматы и др.
На вопрос «Что хотим узнать?» Вопросы детей были следующие: «Кто
работает в банке? «Откуда появляются деньги в банке?», «Чем занимаются
сотрудники банка?» и др.
Как мы можем узнать? Дети предлагали посмотреть информацию в
интернете, спросить у взрослых, посмотреть передачу о «Банке», сходить
в банк и др.
Таким образом, после беседы с детьми определили тему проекта по
организации сюжетно-ролевой игры.
Слайд No5
Далее была определена цель проекта - формирование у воспитанников
знаний о профессии работников банка, умение играть в сюжетно-ролевую
игру «Банк».
Исходя из цели определили задачи проекта, которые вы видите на
слайде:
1. Расширять знания о «банке»;
2. Расширять представления детей о деятельности банковских
служащих и активизировать в речи соответствующие понятия: кассир-
оператор, консультант, охранник, инкассатор, администратор, кредитный
менеджер, директор банка, уборщик служебных помещений;
3. Выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым
замыслом и выбранной роли;
4. Подбирать предметы и атрибуты для игры;
5. Развивать и обогащать сюжет игры в «Банк» и подводить к
самостоятельному созданию игровых замыслов;
6. Развивать познавательный интерес к основам финансовой
грамотности;
7. Воспитывать чувство товарищества, и коллективизма;
8. Воспитывать социально-нравственные качества личности:
бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою
деятельность.
Содержание работы по реализации проекта включало следующие
этапы:
I этап – подготовительный
II этап – основной
III этап – заключительный
Слайд No6
По итогам реализации проекта мы планировали получить
следующий результат:
Для детей:
Данный проект поможет : расширить знания о «Банке» и
конкретизировать представления о профессиях банковских работников;
сформировать элементарные практические навыки в сфере банковских
отношений и интерес к неизвестным фактам из истории «Банка». Дети
научатся придумывать разнообразные сюжеты игры и игровые действия
через проигрывание ситуаций по определенным сюжетам.
Для педагогов:
Данный проект : поможет оптимизировать процесс организации
деятельности детей в игровых центрах и обогатить предметно-развивающую
среду по теме проекта; обеспечит психолого-педагогическую поддержку
семьи и повышение компетентности родителей в вопросах финансовой
грамотности их детей.
Для родителей:
Данный проект : повысит интерес родителей к знаниям о финансовой
грамотности детей и желание участвовать в образовательном процессе
Итог проектной деятельности – это организация сюжетно-ролевой
игры «Банк»
Слайд No7
На первом этапе реализации проекта необходимо было подготовить
центры активности в соответствии с выбранной темой проекта и видов
детской деятельности: центры сюжетно-ролевой игры, изобразительной
деятельности, конструирования, познавательно-исследовательской
деятельности. Для стимулирования детской инициативы и самостоятельности
размещение оборудования было организованно таким образом, чтобы дети
могли свободно заниматься в одно и тоже время, разными видами
деятельности, не мешая друг другу. Для оптимизации деятельности детей в
каждом центре активности были подготовлены карточки визуализации такие
как алгоритмы, схемы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры,
для того, чтобы ребенок мог самостоятельно посмотреть, вспомнить,
повторить в действии.
Слайд No8
Так центр изобразительной деятельности был обновлен схемами
пошагового рисования, лепки, аппликации, оригами, раскрасками и
трафаретами различных купюр, монет, кошелька, рекламы, банковских карт
и другими атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Банк».
Слайд No9
Центр познавательно-исследовательской деятельности пополнился
энциклопедиями, подборкой презентаций и познавательных мультфильмов,
интерактивными играми, иллюстрированными инструкциями, карточками-
схемами для самостоятельной организации и проведения дидактических игр,
опытов и экспериментов, а также необходимыми для их проведения
материалами и оборудованием.
Слайд No10
В центре конструирования обновили схемы для создания
инкассаторской машины, банкомата, сейфа и др. По аналогии были
обновлены и другие центры детской активности.
Слайд No11
Также на подготовительном этапе реализации проекта, совместно с
детьми составить системную паутинку по центрам активности, т. к. она
помогает детям определить план действий на неделю. В плане
структурировали идеи детей по видам детской деятельности, которая
интересна им (исследование, конструирование, игра, рисование, лепка, и др.).
Слайд No12
Для планирования самостоятельной деятельности детей в центрах
активности в группе установили экран «Я выбираю», который помогал детям
в определении места работы, материала и партнеров. Экран представляет
собой большой лист бумаги, с маркёрами центров активности и именами
детей, обозначенными печатными буквами или рисунками детей. В
соответствие с выбором вида деятельности ребята ставили условный знак
«+», тем самым оставляя за собой свободу выбора («Когда они посетят
выбранный центр?», «Сколько раз к нему вернутся?», и «С кем будут в
партнёрстве?»). Работа с экраном проходила ежедневно, во время утреннего
круга.
Слайд No13
На следующем этапе проекта, реализовывался второй компонент
технологии «План-дело-анализ» - это индивидуальная или совместная
деятельность детей в центрах активности:
Так в центре познавательно-исследовательской деятельности дети
рассматривали альбомы по теме «Банк», иллюстрации в энциклопедии
«Волшебный банкомат», просматривали презентации, мультфильмы «Уроки
Гнома Эконома и Феи Экономики», «Удивительные приключения в стране
экономики» и др., играли в дидактические и настольно-печатные игры :
«Орудия труда банкира». «Кому, что нужно для работы», «В магазин за
покупками», «Доход – расход», выполняли практические задания «Найди
российские деньги», проводили эксперименты «Что лучше?», «Что удобней
монеты или купюры?» (сравнивая свойства монет и бумажных купюр) и др.
Слайд No14
В центре изобразительной деятельности дети самостоятельно
создавали тот или иной атрибут для сюжетно-ролевой игры : рисовали
монеты и купюры, используя трафареты, лепили золотые слитки, с помощью
аппликации изготавливали банковские карты, бейджики, рекламные
проспекты.
Слайд No15
В центре конструктивной деятельности ребята совместно с педагогом
конструировали здание банка, сейф, инкассаторскую машину, используя
разные виды конструктора, изготовляли кошельки в технике оригами, из
картона и коробок мастерили банкоматы, кассы.
Слайд 16
В центре сюжетно-ролевой игры дети, используя карточки-
визуализации проигрывали разные сюжеты : «Оплата коммунальных услуг»,
«Получение кредита», «Работа инкассатора», «Снятие и внесение наличных
денежных средств». Непосредственное вмешательство взрослого в
самостоятельную работу детей происходило только для решения
поставленных педагогических задач: научить чему-нибудь, разрешить
конфликтные ситуации, нерешаемые детьми или оказать детям помощь,
планировать и организовывать работу «внутри» той деятельности, которую
выбрал ребенок.
Слайд No 17
Третий компонент технологии «План-дело-анализ» реализовывался на
основном и заключительном этапах проекта по организации сюжетно-
ролевой игры «Банк» и проводился в форме итогового сбора. На основном
этапе он проводился ежедневно, после того как дети выполнили задуманное
и реализовали свой план в каком-либо центре активности. Во время сбора
дети демонстрировали индивидуальные достижения, рассказывали, что
нового узнали, чему научились, обсуждали общие итоги работы в центрах
активности и насколько полученный результат, соответствовал задуманному
плану, что помогло, а что мешало им в достижении цели. После анализа
дневного цикла образовательной деятельности дети высказывали свои
пожелания, чем бы они еще хотели заняться и что нового узнать на
следующий день.
На заключительном этапе проекта для проведения анализа работы за
неделю обратили внимание детей на план, представленный в системной
паутинке и экран «Я выбираю». В ходе обсуждения определили, какие
центры активности оказались самыми интересными и часто посещаемыми
детьми, и на все ли поставленные вопросы получилось найти ответы. В этот
момент дети с интересом рассказывали о своих работах и что нового они
узнали о «Банке». Дети с увлечением пересчитывали крестики, поставленные
на экране «Я выбираю». Итогом проекта стала сюжетно-ролевая игра «Банк»,
каждый ребёнок чувствовал удовлетворение, так как продукт его
деятельности был необходим для создания сюжета игры.
Слайд No 18
Реализация проекта по организации сюжетно-ролевой игры «Банк»,
позволила достигнуть определенных результатов: повысился интерес к
неизвестным фактам из истории «Банка»; расширились знания и
представления детей о деятельности банковских служащих и словарный
запас по теме «Работники банка» : кассир-оператор, консультант, охранник,
инкассатор, администратор, кредитный менеджер и т. д.
Слайд No 19
Дети стали более активными в выборе предметов и атрибутов для игры в
«Банк» и смене сюжетов в игре. В течение недели у детей сформировалось
представление о планировании своей деятельности.
Слайд No 20
У педагогов в свою очередь оптимизировался процесс организации
деятельности детей в центрах активности, сократилось время на подготовку и
организацию игровой деятельности детей за счет рационального размещения
оборудования и использования карточек визуализации: схем, алгоритмов,
пошаговых инструкций, маркёров. У родителей повысился интерес к знаниям
о финансовой грамотности детей, и они с большим желанием участвовали в
образовательном процессе по обогащению знаний детей по теме «Банк».
Таким образом, использование технологии «план-дело-анализ» Лидии
Васильевны Свирской является не только эффективным средством
проектирования и организации образовательного процесса в детском саду, но
и помогает педагогу экономить время, т. е. педагог не дублирует поручения
при размещении игр и игровых пособий в центрах активности, не делает
лишних передвижений при поиске нужного дидактического материала, не
тратит время на знакомство детей с содержанием и правилами деятельности
и т. д. Используя данную технологию, можно наглядно увидеть то, как растет
инициативность, как меняется направленность интересов, как дети умеют
самостоятельно находить занятие, включаться в разговор, предлагать
интересное дело.