Инна Инна
Технология мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Технология мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский.
2 слайд.
Публикация «Технология мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Первым этапом обучения являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения. Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы содержат в себе графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей, явлений природы, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
3 слайд.
ФОП основные направления работы по развитию речи детей в ДОО :
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;
- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);
- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).
4 слайд.
Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при планировании работы по речевому развитию, здесь мы используем мнемоквадраты. Например, если мы реализуем определённую тему, то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы («Весна», «Семья», «Домашние животные» и т. д.).
5 слайд.
К звуковой культуре речи, любви и интереса к художественному слову относится, как мы знаем:
1. развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики речевого аппарата.
2. умение говорить согласно нормам литературного произношения.
3. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Здесь мы используем мнемодорожки (скороговорки на автоматизацию различных звуков, предложения с различными интонациями и темпом речи).
6 слайд.
Для развитие связной речи используются мнемотаблицы. С помощью их дошкольники успешно словесно выражают свои мысли, выбирают нужные слова и правильно употребляют их в речи, строят предложения и связные высказывания. Например, рассказывание сказки, заучивание стихов, составление рассказов по алгоритму (времена года, мебель и т. д.)
7 слайд.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. Здесь мы используем мнемодорожки (взаимодействие слов друг с другом в предложении и словосочетания с подбором правильных окончаний и т. д.).
8 слайд.
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи используется мнемоквадрат (различие звука и слова, нахождение места звука в слове).
9 слайд.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития речи и доступным средством познания окружающего мира. Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Образовательная деятельность с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
10 слайд.
Спасибо за внимание!