Елена Шведова
Технология лэпбук и ее применение в работе с детьми раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию опыт работы на тему «Технология ЛЭПБУК и ее применение в работе с детьми раннего дошкольного возраста».
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта включило педагогов в активный поиск форм и методов в работе, для организации детской деятельности, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности.
Публикация «Технология лэпбук и ее применение в работе с детьми раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» ноябрь 2020
Как мы с вами знаем в педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе является повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; то есть коллеги, включение в процесс эффективных форм работы с детьми : информационно – коммуникативных технологий, проектной деятельности, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, занятием становится интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение. Именно в этой деятельности происходит накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, то есть ключевых компетенций дошкольников.
В Анивском районе, в частности и наш детский сад прием в образовательное учреждение ведется с 1.5 лет, в прошлом году нами была набрана группа воспитанников 2х летнего возраста.
В связи с этим мы находились в поиске новых эффективных форм организации образовательной деятельности. Одной из таких является технология «лэпбук».
Итак, уважаемые коллеги, обратите внимание:
ЛЭПБУК– «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»
Для внедрения этой технологии я изучала историю возникновения Лэпбуков и опыт работ отечественных педагогов. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.
Итак, Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
-он полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-он пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-он обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-он является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
И не мало важно, что лэпбук :
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
- он обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- объединяет педагогов, детей и родителей;
- способствует творческой самореализации педагога.
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.
Итак, перед вами первый наш лепбук "Развивайка", в котором акцент сделан на развитие мелкой моторики воспитанников 2-3 лет, как основы развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственного представления.
Лепбук состоит из трех разворотов.
На одном развороте находится шнуровка "Теремок" и дидактическая игра "Заплети Маше косички". на втором развороте мозаика и дидактическая игра "Веселые резиночки», на третьем развороте шнуровка "Фрукты" и дидактическая игра "Развесь вещи", с применением прищепок.
В процессе работы с таким лэпбуком организовывается партнерская деятельность взрослого и детей, активизируется познавательная деятельность и свободное общение воспитанников.
Данный лэпбук используется для индивидуальной и парной работы с детьми. Он находится в группе в центре развития, используется детьми как организованно, так и самостоятельно.
Следующий лэпбук — это «В гостях у сказки».
Целью которого, является закрепление и обобщение знаний детей о русской народной сказки «Репка».
Лэпбук выполнен в форме избы. Он содержит рубрики: «Раскрась сказку», «Расскажи сказку» (где предлагаются картинки последовательности вытягивания репки из земли, «Расставь правильно героев сказки», «Поиграем в сказку», с использованием театра на палочках, «Собери пазлы» и соответственно прилагается книжка-малышка самой сказки.
Данный лепбук мы используем во время непосредственно образовательной деятельности. После прочтения сказки ребятам предлагаем пересказать ее с помощью картинок. Затем, с целью закрепления расставляем героев сказки в той последовательности, в которой они тянули репку. В свободное время воспитанникам предлагается раскрасить сказку, собрать пазлы (героев сказки). В конце сказочной недели мы с ребятами играем в настольный театр.
Следующий созданный тематический лэпбук - «Грибы», используется для познания окружающего мира.
Лэпбук оформлен в виде гриба в траве.
Отличие данного лэпбука от предыдущих двух в том, что он создавался вместе с детьми. В ходе наблюдений, бесед на тему «Грибы», ребятам предлагались картинки по выбору: съедобные и ядовитые грибы. Далее мы совместно приклеивали их в кармашки – секретики, предварительно договорились, что ядовитые грибы будут в кармашке красного цвета, а в желтом- съедобные. На этапе рефлексии дети высказывали новые идеи, мысли по использованию полученных знаний в жизни. В итоге у нас получился очень интересный и познавательный лэпбук с такими разделами как: найди тень, строение гриба, дидактическая игра «Собери в корзинку».
В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Уважаемые коллеги, подводя итог, необходимо отметить, что создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания по теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
В результате использования этой технологии с дошкольниками 2-3 лет в 2018-19 годах активизировался интерес к познавательной деятельности; повысился уровень самостоятельности к сбору нужной информации. Как представлено на диаграмме повысился уровень развития речи, творческого мышления, а также мелкой моторики.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Наша задача лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать их на открытие новых горизонтов.
Данный опыт может быть вами использован в процессе организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, комплексно – тематическом планировании, взаимодействии с семьями воспитанников.