Марина Кочанжи
Технология «Картинка без запинки» в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картинка без запинки
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.
И таким нововведением в моей педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста послужила технология Ингриды Мурашковска и Надежды Валюмс «Картинка без запинки».
Технология «Картинка без запинки» - это методика составления рассказа по картинке с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Публикация «Технология „Картинка без запинки“ в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
Я думаю, Вы согласитесь со мной, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Благодаря такой технологии успешно достигаются цели речевого развития у детей дошкольного возраста : учить детей «вхождению в картину» и описывать воспринимаемое через различные органы чувств, дать зрительную опору, вызвать в памяти пассивный запас слов.
Задачи данной технологии вы видите на слайде.
Изучив методику «Картинка без запинки», разработала модель, ориентированную на развитие речевой творческой деятельности детей в образовательном процессе, которую вы видите на слайде.
Составление творческого рассказа по данной методике строится поэтапно. Каждый этап можно рассматривать как индивидуальный. Этапы вы видите на экране:
Вначале мы с детьми определяем состав картины. Рассматриваем картину в «подзорную трубу». Необходимо, чтобы в глазок попадал только один объект.
Задача детей выделить деталь. Например: мальчик, девочка, мяч, дерево, лужа, листья и т. д.
Педагог или ребенок схематически рисует объект. Этот этап в работе мы называем охотой за подробностями. Основу для рассказа мы подготовили.
Затем соединяем части в единое целое. Связываем объекты картины между собой по смыслу, но с условием, если ребенок сможет обосновать, почему так сделал. Например: девочка – зонт, мальчик – мяч, дождь - лужа. Составляем предложения с детьми. Девочка идет под зонтом. Идет дождь и появились лужи. И другие. Процесс вызывает у детей особый интерес, так как способствует выплеску поисковой энергии.
Пришло время составления рассказа. Разгадав символы, у детей получается самый настоящий рассказ.
Немаловажную роль при составлении творческого рассказа по картине, сыграли игры-помощники такие как:
• Кольца Луллия (составления небольшого сюжета сказочного содержания). Работа с кольцами Луллия позволяет детям представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания (например Иванушка попал в подземелье, как он будет оттуда выбираться с помощью выпавшего волшебного предмета)
• Игра «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» позволяет детям представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов (работу с картиной дети начинают с фразы: «Я слышу как…», «Я чувствую запах…»). Например, с волшебным Носом дети попали на поляну к трем поросятам. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах цветов, моркови, яблок, пирожных, чая и т. д.)
• Макеты «Времена года», «В лесу родилась ёлочка» (развивает восприятие сюжетного изображения, рассматривания с разных сторон и возможностью манипулировать персонажами);
• Игра «Волшебник» позволяет детям наделять фантастическими свойствами реальные предметы.
• дидактические пособия: «Подбери предмет такой же по цвету»,
• «Подбери предмет такой же по форме»,
• «Найди предмет такой же по материалу» для обогащения словаря;
Для успешного развития у детей образной речи я использую : «Складные картинки» для составления рифмы,
«Картинки-описания» для составления метафор.
На данном этапе работы по технологии «Картинка без запинки» продуктом моей педагогической деятельности стало авторское пособие «Картинка-матрица». Оно изготавливается из разных видов материалов и разного размера. Остановлюсь более подробно на этом пособии.
Пособие представляет собой набор картинок с различными фонами : осенний парк, лесная поляна, городские улицы, сказочные поляны или листы – матрицы без фонов и тематический инструментарий в виде карточек «Животные», «Птицы», «Транспорт», «Семья», «Сказочные персонажи» и т. д.
Создавать картину-матрицу можно с помощью загадок (педагог загадывает загадки, ребенок находит картинки-ответы, располагает на выбранном фоне и составляет рассказ).
Создавать картину-матрицу можно с помощью заданий («Составь рассказ, используя картинки только домашних животных», ограничиваясь в выборе количества карточек (например, «Возьми 5 карточек и составь с ними рассказ», либо же ребенок самостоятельно выбирает фон и инструментарий для составления своего рассказа.
Картинка-матрица «В зоопарке» изготовлена из фетра. Она включает в себя тематический инструментарий, который вы видите на экране.
Используя такие картинки-матрицы, дети могут играть вдвоем, например обыграть знакомую ситуацию, либо придумать свою историю. Также ребенок может действовать один.
Пособие дает возможность сформировать у детей последовательность, логичность, полноту и связность изложения.
Для успешной реализации технологии «Картинка без запинки» и полноценного развития речи детей пополнила предметно-речевую среду в группе.
С данной технологией я познакомила своих коллег и,надеюсь, мне удалось их заинтересовать.
Хочется немного сказать по взаимодействию с родителями моих воспитанников. Мастерские рассказов и сказок вооружили родителей необходимыми знаниями и некоторыми приемами работы над развитием эмоционально – образной речи. И как результат этой работы можно отметить качество выполнения домашних книжек – самоделок.
В заключении мне хочется отметить, что технология «Картинка без запинки» представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине, используя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий.