Светлана Виноградова
Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда как средство формирования речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Даже после того, как звуки частично автоматизированы, дети с речевой патологией продолжают испытывать чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – всё это продолжает вызывать у детей не только определенное эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. И наша задача и педагогов и специалистов и родителей – это в первую очередь создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы не стесняясь проговаривать стихи, тексты, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Публикация «Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда как средство формирования речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Я работаю уже достаточно длительное время с детьми, которые имеют те или иные нарушения и проблемы с речью. И из опыта работы понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Нарушение речи – это сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи ребенка :
-звукопроизношение,
- лексика,
- грамматический строй,
- связная речь.
Чтобы справиться с этой проблемой требуется не неделя, не месяц, а порой даже и не год регулярных и систематических занятий с детьми.
Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).
Совершенно верно, играть.
Чтобы разнообразить трудную, зачастую монотонную работу по постановке звуков, сделать её интересной, увлекательной для детей я на своих занятиях очень широко использую театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность воспринимается детьми тоже как игра, поэтому детей очень легко в неё вовлечь.
Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым. Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.
Театрализованная деятельность на моих занятиях не предполагает развития профессиональных актерских умений у детей. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение речевых дефектов. В своем кабинете я создала мини - логопедический театр : «Веселый Балаганчик». Свой выбор я остановила на таких видах театра как :
- магнитный театр;
- пальчиковый театр («Топотушки»);
- театр плоскостных фигурок;
- театр на палочках;
- театр на стаканах.
Каждое индивидуальное занятие начинается с артикуляционной гимнастики, которая тоже воплощается в театральной форме : «Покажи, как волк скалит зубы», «Как облизывается кошечка». Для достижения лучших результатов в работе, применяю нетрадиционные формы её проведения : например биоэнергопластика. (это когда движения языка и пальчиков связаны между собой и выполняются синхронно). Все эти упражнения я объединяю простым сюжетом, что и позволяет назвать их тоже в какой, то степени – театром.
Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха и целенаправленной воздушной струи. Здесь тоже не обходится без театрализованной игры : «Ты очень спокойный и добрый ветерок», или наоборот, а сейчас «Ты очень сильный ураган, который сметает всё на своем пути».
Так же на своих индивидуальных и подгрупповых занятиях очень часто включаю упражнения на развитие у детей мимики, жестов с элементами психогимнастики, по различным лексическим темам. Очень важно научить детей передавать мимикой испуг, удивление, радость. Этот вид работы вызывает у детей трудности. А для того, чтобы им было интересно выполнять мои задания и упражнения, я придумала вот такой «Сундучок эмоций и настроения». Здесь собраны различные дидактические игры и картинки на узнавание эмоций и настроения и кубик для выполнения различных заданий.
В своей работе большое внимание стараюсь уделять стихотворным диалогам, с развитием у детей интонационной выразительности речи. Подбираю их в соответствии с поставленными мною задачами. Это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, либо закрепление лексического материала.
Стараюсь проводить почти все свои занятия на основе, какой – либо сказки, придумываю различные истории, чтобы детям было интересно выполнять то или иное задание.
Дети берут на себя роль, какого либо персонажа, действуют за него, изображают его интонацией, мимикой.
Например, магнитный театр помогает детям оживить картинку и проиграть сюжет сказки или придумать свою самостоятельно. При этом обогащается пассивный и активный словарь детей.
Театр на стаканах – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.
Для развития мелкой моторики, связной речи, координации речи и движения, использую пальчиковый театр – «Топотушки».
Такие занятия оказывают активизирующее воздействие на речевую деятельность, на эмоциональную сферу ребенка, что тоже очень важно.
Можно сделать вывод, что применение театральной деятельности повышает эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Я с уверенностью могу сказать, что использование театрализованных игр в коррекционной логопедической работе с детьми оправдали себя: дети стали более раскрепощенными, открытыми, значительно улучшилась их речь.