Ситнова Ольга Евгеньевна
Опыт работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.
Публикация «Опыт работы на тему „Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования основным направлением является создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности. Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.
Одной из главных задач является воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать знания о том, как поступить в той, или иной опасной ситуации.
Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребёнком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребёнка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания.
Мы стараемся изо всех сил «надзирать», не оставлять, провожать, встречать. Но, к сожалению, это удаётся не всегда. И если ребёнок должен дойти один из школы домой или остаться в квартире, лучше подготовить его к этой ситуации заранее. Во всём мире дети практически с ясельного возраста усваивают закон четырё х никогда:
• никогда не разговаривать с незнакомцами;
• никогда не садись в машину к незнакомцу;
• никогда не гуляй в тёмное время суток;
• никогда не ходи один.
Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем лучше. А как это сделать без тягостных нравоучений и назиданий? Как подтверждают многочисленные исследования, одним из самых интересных занятий детей дошкольного возраста является театрализация. Театр — один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры. У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с действительностью. Работа по «Освоению правил безопасности жизнедеятельности через театральное искусство» начинается с организации развивающей среды в группе, составления плана работы, подготовки игр и художественной литературы.
Широкое использование произведений детской художественной литературы. В младшем возрасте предпочтение отдаё тся русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. В работе со сказками активно можно использовать приём «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.
• Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
• Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
• Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
• Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т. п.).
• Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций.
Хочу отметить, что в нашей с вами педагогической деятельности мы используем все формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности : интегрированные НОД, сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, инсценировки сказок такие как:
• Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта», «Дружба с дорожными знаками»;
• Игровые НОД: «Юный пожарный», «Чтобы не было беды», «Азбука пешехода»;
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествуем на машине», «Принимаем гостей дома»;
• Подвижные игры: «Юные пожарные», «Спортивно-пожарная эстафета»;
• Беседы: «Наши верные друзья» о здоровье, «Ядовитые растения», «Открытое окно, балкон как источник опасности», «Огонь добрый — огонь злой», «Эта спичка – невеличка», «В жизни всегда есть место подвигу», (цель — рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других, вытаскивают из огня и дыма)
• Конструирование:«Пожарная машина»; «Наша улица».
• Аппликация: «Пешеходный переход»; «Кошкин дом»;
• Развлечения: инсценировки сказок: «Кошкин дом», «Пожар в лесу», «Красный, жёлтый, зелёный».
Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру.
Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через деятельность, а затем реализовал в повседневной жизни детского сада и его за пределами.
Однако, я считаю, что театрализованная деятельность как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности является наиболее действенной и продуктивной, ведь общаясь изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, собранными, сдержанными. Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть энергию, передать свое видение мира, а главное — заложению фундамента безопасности, когда ребенок уже может справляться со множеством преград, находить помощников и друзей, иметь представление, где добро и зло, ценить веру и дружбу.