Оля Анкудинова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ
2 слайд Актуальность педагогического опыта.
В настоящее время школа работает по ФГОС Начального общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДОУ, и он реализуется в нашем детском саду. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учеб-но-воспитательного процесса. В этих условиях важными задачами являются не только обучать детей, сообщать им опреде-ленную систему знаний, но и научить детей учиться, мыс-лить самостоятельно, познавать, исследовать мир. В моей работе я обратила внимание на формирование личности до-школьника через развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Я считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Исследовательская деятельность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
3 слайд
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Это, например, (Галина Михайловна Лямина, Александра Платоновна Усова, Елизавета Александровна Панько и др.).
Опираясь на вышеописанное, с уверенностью можно сказать, что проблема познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте является актуальной.
Моя работа по данной теме складывалась из нескольких этапов.
На 1 этапе
Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, Ольга Виталь-евна Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Александр Ильич Савенкова, О. В. Афаасьева, Наталья Александровна Рыжова.
4 слайд
Для выявления знаний, интересов старших дошкольников к экспериментированию и определению уровней развития исследовательской деятельности я использовала такие методики, как систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы, практические ситуации).
Данные диагностики показали, что не у всех детей присутствует устойчивый интерес к экспериментальной деятельности, некоторые испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д.
5 слайд
На основе изученного теоретического материала и диагностики поставила цели и задачи данного опыта работы, наметила основные формы работы с детьми, родителями.
Цель: развитие личности дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Изучить новые педагогические технологии, формирующие развитие познавательной деятельности дошкольников.
2. Отобрать методы и приёмы работы с детьми, отвечающие условиям нашего ДОУ.
3. Привлечь родителей в организацию работы по развитию познавательной деятельности дошкольников в процессе дет-ского исследования дома.
6 слайд.
На 2 этапе
Мною были определены три основные темы по развитию у детей поисково-исследовательской деятельности.
Объекты неживой и живой природы.
Основы физиологии человека.
Личность. Культура. Общество
Данные темы были выбраны не случайно, так как:
• в возрасте 4-5 лет проявляется повышенный интерес к окружающему миру
• в возрасте 5-6 лет ребенок начинает активно познавать себя (свое тело, интересоваться как сохранить здоровье, увлекаться спортом и т. д. ,
• в возрасте 6-7 лет происходит осознанная адаптация в обществе.
7 слайд.
Работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности началась с изменения развивающей среды. В группах детского сада вместо традиционных уголков экспериментирования созданы центры:
- «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.
- «Я исследователь» проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др.
8 слайд.
-Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения
-Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы).
При оборудовании центров учитывались требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- доступность расположения
- соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.
9 слайд
Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др., картотека наблюдений.
На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований» : опыты (экспериментирование); на-блюдения; коллекционирование, путешествие по карте, путешествие во времени.
Данная работа предусматривает также вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Мною совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, коллекции обучающих игр по изучению строения человека. Для «Путешествий по карте» в качестве материала используются глобус, физическая карта полушарий.
Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Помогают в создании совместных детско-родительских проектах, по интересующим ребенка темам которые они представляют к вниманию своим сверстникам. Оказываю родителям помощь в структуре и оформлении проектов. Я сочла необходимым, включить в данное направление метод проектов, т. к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
10 слайд
Также для родителей разработаны памятки «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».
11 слайд
Проведены консультации:
«Исследуйте, экспериментируйте, развивайте», «Как помочь маленькому исследователю», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
12 слайд
Родительские собрания «Учимся, играем, познаём», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у до-школьников в детском саду и дома».
На родительском собрании были предложены игры активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье, опыты, доступные для проведения в домашних условиях.
Постоянно действует рубрика в родительском уголке «По-экспериментируем!».
13 слайд
Результаты проектов мы с детьми представляли в виде лэпбуков. К их созданию и оформлению я привлекаю и родителей. Из всех используемых методов и приёмов, именно создание лэпбуков я считаю новизной в своей работе. С созданием одного из них я вас и познакомлю на мастер - классе.
14 слайд
На заключительном этапе я подвела итоги. Провела повторно диагностику у детей, анкетирование родителей. Из чего сделала выводы:
1. если начальный опрос показал, что 60% детей были с низким уровнем развития, 40 % со среднем уровнем, то после повторного опроса стало 10% детей с высоким уровнем, со средним уровнем стало 70%, низкий уровень снизился с 60% до 20%;
2. у детей возросла самостоятельность в решении творческих задач, любознательность, активность и инициативность;
3. родители стали активными и заинтересованными участниками жизни дошкольного образовательного учреждения: вместе с детьми они рисуют, участвуют в утренниках, играют роли, ведут поиски информации.
15 слайд
Опыт моей педагогической деятельности подтверждают, слова Анатолия Шапиро «… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)
Дальнейшее использование разработанной и предложен-ной практики позволит мне совершенствовать поисково-исследовательскую деятельность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями.