Приложение МААМ

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС

Оля Анкудинова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд.

Познавательно – исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

2 слайд Актуальность педагогического опыта.

В настоящее время школа работает по ФГОС Начального общего образования. С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДОУ, и он реализуется в нашем детском саду. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учеб-но-воспитательного процесса. В этих условиях важными задачами являются не только обучать детей, сообщать им опреде-ленную систему знаний, но и научить детей учиться, мыс-лить самостоятельно, познавать, исследовать мир. В моей работе я обратила внимание на формирование личности до-школьника через развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Я считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Исследовательская деятельность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

3 слайд

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Это, например, (Галина Михайловна Лямина, Александра Платоновна Усова, Елизавета Александровна Панько и др.).

Опираясь на вышеописанное, с уверенностью можно сказать, что проблема познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте является актуальной.

Моя работа по данной теме складывалась из нескольких этапов.

На 1 этапе

Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А. Н. Поддьяков, Ольга Виталь-евна Дыбина, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Александр Ильич Савенкова, О. В. Афаасьева, Наталья Александровна Рыжова.

4 слайд

Для выявления знаний, интересов старших дошкольников к экспериментированию и определению уровней развития исследовательской деятельности я использовала такие методики, как систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы, практические ситуации).

Данные диагностики показали, что не у всех детей присутствует устойчивый интерес к экспериментальной деятельности, некоторые испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т. д.

5 слайд

На основе изученного теоретического материала и диагностики поставила цели и задачи данного опыта работы, наметила основные формы работы с детьми, родителями.

Цель: развитие личности дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Изучить новые педагогические технологии, формирующие развитие познавательной деятельности дошкольников.

2. Отобрать методы и приёмы работы с детьми, отвечающие условиям нашего ДОУ.

3. Привлечь родителей в организацию работы по развитию познавательной деятельности дошкольников в процессе дет-ского исследования дома.

6 слайд.

На 2 этапе

Мною были определены три основные темы по развитию у детей поисково-исследовательской деятельности.

Объекты неживой и живой природы.

Основы физиологии человека.

Личность. Культура. Общество

Данные темы были выбраны не случайно, так как:

• в возрасте 4-5 лет проявляется повышенный интерес к окружающему миру

• в возрасте 5-6 лет ребенок начинает активно познавать себя (свое тело, интересоваться как сохранить здоровье, увлекаться спортом и т. д. ,

• в возрасте 6-7 лет происходит осознанная адаптация в обществе.

7 слайд.

Работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности началась с изменения развивающей среды. В группах детского сада вместо традиционных уголков экспериментирования созданы центры:

- «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.

- «Я исследователь» проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др.

8 слайд.

-Игровой центр содержит развивающие игры и упражнения

-Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы).

При оборудовании центров учитывались требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- доступность расположения

- соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

9 слайд

Разработана картотека опытов по каждой возрастной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др., картотека наблюдений.

На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований» : опыты (экспериментирование); на-блюдения; коллекционирование, путешествие по карте, путешествие во времени.

Данная работа предусматривает также вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Мною совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, коллекции обучающих игр по изучению строения человека. Для «Путешествий по карте» в качестве материала используются глобус, физическая карта полушарий.

Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Помогают в создании совместных детско-родительских проектах, по интересующим ребенка темам которые они представляют к вниманию своим сверстникам. Оказываю родителям помощь в структуре и оформлении проектов. Я сочла необходимым, включить в данное направление метод проектов, т. к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

10 слайд

Также для родителей разработаны памятки «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».

11 слайд

Проведены консультации:

«Исследуйте, экспериментируйте, развивайте», «Как помочь маленькому исследователю», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

12 слайд

Родительские собрания «Учимся, играем, познаём», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у до-школьников в детском саду и дома».

На родительском собрании были предложены игры активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье, опыты, доступные для проведения в домашних условиях.

Постоянно действует рубрика в родительском уголке «По-экспериментируем!».

13 слайд

Результаты проектов мы с детьми представляли в виде лэпбуков. К их созданию и оформлению я привлекаю и родителей. Из всех используемых методов и приёмов, именно создание лэпбуков я считаю новизной в своей работе. С созданием одного из них я вас и познакомлю на мастер - классе.

14 слайд

На заключительном этапе я подвела итоги. Провела повторно диагностику у детей, анкетирование родителей. Из чего сделала выводы:

1. если начальный опрос показал, что 60% детей были с низким уровнем развития, 40 % со среднем уровнем, то после повторного опроса стало 10% детей с высоким уровнем, со средним уровнем стало 70%, низкий уровень снизился с 60% до 20%;

2. у детей возросла самостоятельность в решении творческих задач, любознательность, активность и инициативность;

3. родители стали активными и заинтересованными участниками жизни дошкольного образовательного учреждения: вместе с детьми они рисуют, участвуют в утренниках, играют роли, ведут поиски информации.

15 слайд

Опыт моей педагогической деятельности подтверждают, слова Анатолия Шапиро «… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)

Дальнейшее использование разработанной и предложен-ной практики позволит мне совершенствовать поисково-исследовательскую деятельность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников «Познавательно – исследовательская деятельность как средство взаимодействия с семьями воспитанников» Воспитатель: Безрукова Наталья Васильевна.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка (работа по самообразованию) «Театрализованная деятельность – как средство развития ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное.

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Часть 1. Обоснование выбранной педагогической технологии Изучив опыт воспитателя МДОУ «ЦРР – детский сад «Калинка» г. Абакан Касьянчик С. П.

Мастер-класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Николаевска» Николаевского муниципального района.

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ» Полноценное развитие ребенка должны обеспечить взрослые, в частности, воспитатели в детском саду. Для этого мы в своей педагогической деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность как средство осуществления трудового воспитания дошкольников. Содержание трудовой деятельности.

Презентация «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности детей в контексте с ФГОС в ДОО» Слайд 1. Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности детей в контексте с ФГОС в ДОО. Слайд 2. ФГОС нацеливает.

Проектная деятельность-как инновационная деятельность в формировании личности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО В связи с активизацией образовательного процесса и его нацеленности на конкретные образовательные результаты, возникает проблема изменения.

Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации дошкольника «Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе» Сообщение на педагогическом совете.

Презентация «Игровая досуговая деятельность, как средство творческого развития личности» (Слайд 1) «Игровая досуговая деятельность, как средство творческого развития личности» (Слайд 2) Дошкольное детство - короткий, но важный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС
Опубликовано: 23 октября 2017 в 18:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Оля Анкудинова (УИ 213914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД