Анна Шевела
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Тайны пресной и солёной воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в
подготовительной группе «Тайны пресной и солёной воды»
Возрастная группа : подготовительная группа (6-7 лет)
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие
Воспитатель: Тавлеева Ульяна Максимовна
Основная цель: расширение представлений детей о воде, о её роли в жизни
человека
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Тайны пресной и солёной воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные задачи:
1. актуализировать знания детей о воде, её свойствах
2. способствовать накоплению у детей конкретных представлений о
свойствах, формах и видах воды
3. дать детям представления о понятиях «пресная вода» и «солёная вода»,
познакомить со свойствами воды
Развивающие задачи:
1. развивать у детей навыки исследовательской деятельности : выдвигать
гипотезу, высказывать суждения, делать выводы
2. развивать у детей интерес к окружающему миру
3. развивать умение детей применять полученные знания на практике
Воспитательные задачи:
1. воспитывать бережное отношение к источникам воды в природе
2. воспитывать чувство коллективизма
Материалы к занятию :
Демонстрационный: компьютерная презентация, 2 кувшина с водой, 2
стакана
Раздаточный: 12 ёмкостей для воды, вода, поваренная соль, 6 сырых яиц,
пищевой краситель, столовые ложки, чайные ложки по количеству детей
Предварительная работа: беседы с детьми о воде, серия опытов по
изучению свойств воды, чтение художественных произведений о воде
(чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»; чтение рассказа
«Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой, чтение сказки «Капитошка.
Путешествие воды», чтение сказки «Путешествие Капельки», просмотр
видеоматериалов
Ход занятия:
Приветствие детей:
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
1. Введение в ситуацию (1 слайд)
- Однажды, вернувшись, домой после прогулки с друзьями, Лунтик
почувствовал ощущение жажды (жажда – это сигнал организма о том, что он
нуждается в воде, человек хочет пить). Бабы Капы и Генерала Шера дома не
оказалось. Увидев, что на столе стоит 2 стакана с водой, Лунтик обрадовался.
Подойдя ближе, он засомневался, можно ли пить эту воду или нет?
- Как выдумаете, можно ли пить незнакомую воду?
- И вообще, откуда эта вода взялась?
- Вы хотите помочь Лунтику узнать, можно пить эту воду или нет?
2. Актуализация(2 слайд)
- Давайте мы с вами вспомним, что Вы знаете о воде?
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, где изображены моря,
реки, озера (в презентации)
- Что изображено на картинках?
- Чем они отличаются, и что в них общего?
- Каким цветом на глобусе изображена вода? (синим) (3 слайд)
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
Воспитатель задаё т вопросы детям:
- Какие свойства воды вы знаете? (прозрачная, мокрая) (4 слайд)
- Кому она нужна? Зачем?
- Какую пользу она приносит людям? (5 слайд)
- С момента рождения человека вода становится его спутником на всю
жизнь. Мы ежедневно используем воду в быту. Давайте вместе вспомним,
как мы используем воду? (пьем, умываемся, принимаем душ, готовим пищу,
моем посуду, стираем бельё и т. д.). Многие животные устраивают свои
жилища на воде и под водой, здесь безопасно и много пищи. С древних
времен люди строили жилища по берегам рек, озер и морей.
По морям и рекам проложены водные пути. Речной и морской транспорт
ежедневно перевозит людей и грузы в разные города и страны.
Вода большая труженица и помощница человека.
Воспитатель задаё т вопросы детям:
- Скажите, пожалуйста, откуда мы с Вами берем воду? (из крана)
- Как она попала к нам в дом? (по трубам)
- Что можно сказать об этой воде, какая она? (чистая, прозрачная)
- Как вы думаете, откуда к нам в краны поступает вода? (из рек, озер)
Вода в реках, озёрах – пресная.
- Как вы понимаете выражение «пресная вода»? (вода без солей)
- Многие ездили отдыхать на море, вспомните, какая там вода? (прозрачная,
солёная)
- В морях, в океанах – вода соленая. Пить такую воду нельзя, а жить в ней и
питаться могут только морские обитатели.
Физкультминутка: «Водопад» (6 слайд)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
3. Затруднение
- Перед вами стоит 2 стакана с водой. Как вы думаете, вода в этих стаканах
одинаковая? (ответы и да, и нет)
- Как ты решил? Почему ты так думаешь?
- Вы смогли определить, какая вода в стаканах? (нет, не смогли)
- Вы хотите узнать, как определить, где находится солёная вода, а где –
пресная? (да, хотим)
- С помощью чего Вы можете узнать?
- У меня есть книга экспериментов, может быть, мы найдём ответ там?
Давайте посмотрим (схема проведения опытов)
4. Открытие нового знания (7 слайд)
Дети делятся на пары. Проведение экспериментов по схемам.
1 эксперимент: перед детьми на столе стоит 2 стакана с водой, 2
сырых яйца, соль, столовые ложки и схема выполнения опыта (для каждой
пары)
Цель: выявление свойств солёной и пресной воды
Вывод: солёная вода выталкивает предмет и помогает ему держаться на
поверхности
2 эксперимент: перед детьми на столе стоит 2 стакана с водой,
пищевой краситель, столовые ложки, соль, схема для выполнения опыта (для
каждой пары)
Цель: выявление свойств солёной и пресной воды
Вывод: пресная вода становится вся окрашенной, однородной, в то время,
как в солёной воде краситель образует окрашенный верхний слой, а нижний
остаётся прозрачным
5. Включение нового знания в систему знаний (8 слайд)
Беседа
- Как вы смогли определить, что вода в стаканах разная? (дети обмениваются
выводами исходя из проделанных экспериментов)
Воспитатель предлагает посмотреть ещё один эксперимент (видеоролик
выпаривание соли)
6. Осмысление (9 слайд)
- Кому Вы смогли помочь сегодня?
- Чему вы научились? (различать пресную и солёную воду)
- Почему вы справились с экспериментами?
- Где вам могут пригодиться новые знания?
- Какой эксперимент Вам понравился больше всего? (дети подставляют
смайлики к одной картинке, где изображён каждый из экспериментов)
- Надеюсь, что Вам эти знания пригодятся. Лунтик благодарит Вас за помощь!
Теперь он знает, как определить, какая в стакане вода – пресная или солёная!