Звездина Елена Игорьевна
Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который
призваны изменить».
М. Горький
Актуальность и перспективность опыта.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается связь ребёнка с ведущими сферами бытия; миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Вся жизнь ребёнка – дошкольника пронизана игрой, только он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения, развития в детском саду. Наиболее доступным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка его интеллект, воля, воображение, общительность. Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, помогает в социальной адаптации, учит идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтные ситуации, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребёнка с целью развития :
- интеллектуальных, творческих способностей,
- формирования нравственных качеств,
- положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Концептуальность - своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов.
В дошкольном возрасте формирование личности ребёнка и развитие всех его способностей значительно эффективнее происходит в игре.
Развитие - это всегда стремление к лучшему во всем: в отношениях к миру и к другим людям, в способностях желаниях, интересах. Оно отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок что-то придумывает, фантазирует, создаёт, к чему – то стремится. Сюжетно - ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль.
Цель моего инновационного опыта: выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. При руководстве сюжетно-ролевыми играми я поставила ряд задач:
создание предметно - игровой среды для усвоения основ сюжетно-ролевой игры дошкольников;
развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
создание дружного детского коллектива, развитие положительных взаимоотношений;
скорректировать работу коллектива по вопросу грамотной организации сюжетно-ролевой игры;
формировать всесторонне развитую личность : развивать духовные и физические качества посредством сюжетно-ролевой игры;
поэтапное исследование сюжетно-ролевой игры.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период (знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера) оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к вопросу о сюжетно-ролевой игре. В своей работе по воспитанию и образованию детей сюжетно - ролевой игрой я придерживаюсь важнейших педагогических принципов:
принцип индивидуального и личностного подхода;
принцип гуманизма и педагогического оптимизма;
сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе воспитания детей.
В своей работе стараюсь чётко следовать принципам организации сюжетной игры :
Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнёра, который умеет интересно играть».
Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями.
Наличие теоретической базы опыта.
Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.
В ряде работ Н. К. Крупская подчёркивала большое значение игры в воспитании ребёнка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Н. К. Крупская подчёркивала необходимость вдумчивого и серьёзного руководства играми детей.
Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребёнка : «Каков ребёнок в игре, - говорил он в «Лекциях о воспитании детей», - таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребёнка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.
Разработка проблемы педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми продолжилась в 30-х годах 20 века (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская). Были определены пути целенаправленного педагогического воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников. Были разработаны методы формирования детской игры, педагогические аспекты сочетания разных приёмов с целью развития игры и расширения её влияния на ребёнка (Т. А. Маркова, А. И. Матусик, В. Е. Воронова, А. А. Анциферова и др.).
В 60-е годы 20 века А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения этапов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы 20 века продолжаются исследования Р. А. Иванкова, Н. Е. Михайленко, В. И. Судакова.
На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выделить направление, для которого свойственно довольно жёсткая регламентация игры (К. Я. Вольцис, некоторые авторы допускают возможность руководить игрой при помощи косвенных приёмов (Н. В. Седж, Р. Л. Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нём сочетается в единое целое приобретение детьми знаний об окружающем мире, что даёт возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.