МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка (2 фото)

Звездина Елена Игорьевна
Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который

призваны изменить».

М. Горький

Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается связь ребёнка с ведущими сферами бытия; миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Вся жизнь ребёнка – дошкольника пронизана игрой, только он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения, развития в детском саду. Наиболее доступным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребёнка его интеллект, воля, воображение, общительность. Эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению, помогает в социальной адаптации, учит идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтные ситуации, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка» размещена в разделах

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребёнка с целью развития :

- интеллектуальных, творческих способностей,

- формирования нравственных качеств,

- положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Концептуальность - своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов.

В дошкольном возрасте формирование личности ребёнка и развитие всех его способностей значительно эффективнее происходит в игре.

Развитие - это всегда стремление к лучшему во всем: в отношениях к миру и к другим людям, в способностях желаниях, интересах. Оно отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребёнок что-то придумывает, фантазирует, создаёт, к чему – то стремится. Сюжетно - ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль.

Цель моего инновационного опыта: выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. При руководстве сюжетно-ролевыми играми я поставила ряд задач:

создание предметно - игровой среды для усвоения основ сюжетно-ролевой игры дошкольников;

развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

создание дружного детского коллектива, развитие положительных взаимоотношений;

скорректировать работу коллектива по вопросу грамотной организации сюжетно-ролевой игры;

формировать всесторонне развитую личность : развивать духовные и физические качества посредством сюжетно-ролевой игры;

поэтапное исследование сюжетно-ролевой игры.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период (знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера) оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к вопросу о сюжетно-ролевой игре. В своей работе по воспитанию и образованию детей сюжетно - ролевой игрой я придерживаюсь важнейших педагогических принципов:

принцип индивидуального и личностного подхода;

принцип гуманизма и педагогического оптимизма;

сотворчество детей, родителей и педагогов в совместном процессе воспитания детей.

В своей работе стараюсь чётко следовать принципам организации сюжетной игры :

Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнёра, который умеет интересно играть».

Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании инновационного метода проектной деятельности, презентаций, применение технологий при активном сотрудничестве с родителями.

Наличие теоретической базы опыта.

Советская теория игры складывалась под влиянием взглядов на игру выдающихся педагогов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.

В ряде работ Н. К. Крупская подчёркивала большое значение игры в воспитании ребёнка. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего». Н. К. Крупская подчёркивала необходимость вдумчивого и серьёзного руководства играми детей.

Идеи Н. К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся советским педагогом А. С. Макаренко. Он придавал игре большое значение в воспитании ребёнка : «Каков ребёнок в игре, - говорил он в «Лекциях о воспитании детей», - таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой формируются качества личности будущего гражданина и деятеля: чувство коллективизма, активность, творчество, умение преодолевать трудности; развиваются физические и психические способности ребёнка, необходимые для будущей трудовой деятельности. Исходя из социальной сущности игры, они считали необходимым активно руководить детскими играми.

Разработка проблемы педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми продолжилась в 30-х годах 20 века (Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская). Были определены пути целенаправленного педагоги­ческого воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников. Были разработаны методы формирования детской игры, педагогические ас­пекты сочетания разных приёмов с целью развития игры и расшире­ния её влияния на ребёнка (Т. А. Маркова, А. И. Матусик, В. Е. Вороно­ва, А. А. Анциферова и др.).

В 60-е годы 20 века А. П. Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения этапов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути диффе­ренцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы 20 века продолжа­ются исследования Р. А. Иванкова, Н. Е. Михайленко, В. И. Судакова.

На современном этапе также огромное внимание уделяется проб­леме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С. Л. Ново­селова, Е. В. Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выде­лить направление, для которого свойственно довольно жёсткая рег­ламентация игры (К. Я. Вольцис, некоторые авторы допускают воз­можность руководить игрой при помощи косвенных приёмов (Н. В. Седж, Р. Л. Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нём сочетается в единое целое приоб­ретение детьми знаний об окружающем мире, что даёт возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития само­стоятельности и творчества детей.

Фото №1 Игра путь детей к познанию мира в котором они живут и который призваны изменить
Публикации по теме:

Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье»Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье» Я, как воспитатель с 35 летним стажем и бабушка, давно сделала для себя вывод: хочешь узнать о ребёнке побольше – понаблюдай за его игрой. Ситуация.

Педагогический проект «Сюжетно-ролевая игра — как средство развития нравственно –волевых качеств ребёнка» Педагогический проект: «Сюжетно-ролевая игра – как средство развития нравственно –волевых качеств ребёнка дошкольного возраста» «Каждая.

Родительское собрание в форме круглого стола «Значение семьи в воспитании и развитии ребёнка» Родительское собрание в форме круглого стола «Значение семьи в воспитании и развитии ребёнка». Одной из интepактивных фopм прoведения родительского.

Роль дидактической игры в развитии ребёнка Роль дидактической игры в развитие ребёнка. Воспитатель детского сада №18 г. Саратова Шустова Ирина Васильевна. «Маленькие дети…играют,.

Роль игровых технологий в развитии речи детей. Сюжетно ролевая игра «Полёт в космос» (подготовительная группа) Роль игровых технологий в развитии речи. Сюжетно—ролевая игра «Полёт в космос» Цель: Закрепить у детей навыки строительства космического.

Роль осенней поделки в развитии ребёнка РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРИ ПОМОЩИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКИХ ОСЕННИХ ПОДЕЛОК. Осень является очень удачной порой для различных подарков и сувениров. Они.

Значение и роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей.

Значение игры в развитии ребёнка «Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же начение, какие у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение широко вошли.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка. У сюжетно-ролевой игры очень много функций. Через нее ребенок выстраивает свое понимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 11:12
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра, роль и значение в развитии ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Звездина Елена Игорьевна (УИ 1011962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД