Мария Шатохина
Из опыта работы «Связь музыкальных и логопедических занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы
"Связь музыкальных и логопедических занятий"
Шатохина М. В. Новосибирск
МКДОУ Детский сад № 25 "Снегурочка" г. Новосибирск
"Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".
План:
1. Из истории музыкально - логопедического воспитания. Актуальность вопроса.
Публикация «Из опыта работы „Связь музыкальных и логопедических занятий“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
2. Задачи и цели музыкально - логопедических занятий с детьми дошкольного возраста.
3. Содержание музыкально - логопедических занятий:
а) Логоритмика
б) Психогимнастика
в) Музыкотерапия
г) Упражнения
д) Игры
4. Результаты музыкально - логопедических занятий.
1. Актуальность темы.
Музыкально - логопедическое воспитание складывается из многих компонентов: логопедическая ритмика, музыкально-дидактические игры, пальчиковые игры, игры с пением, хороводы, пение, слушание музыки, игр на детских музыкальных инструментах. Многие музыканты и педагоги занимались этими вопросами и доказали то большое значение, которое имеет связь музыки, слова, движение для занятий с детьми, у которых есть расстройства и нарушение речи.
В начале 20- го века во многих странах Европы получил распространение "метод ритмической гимнастики". Его создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Он сделал музыку регулятором движений. "Дети должны упражняться в координации своих движений с движениями музыка, т. к. именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения". Сущность метода Далькроза в том, что при помощи сочетания ритма, музыки и движений он решил задачу воспитания ритма при помощи ритма, а затем используя специально подобранные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память, ритмичность, пластичность, выразительность движений. Главным началом он считал музыку.
Его учеником и последователем была Г. А. Александрова, которая писала доклады о лечебным значении занятий по ритмике. В нашей стране этим вопросом в 30-40- е годы занимались Гринер К. А., Збруева П. П., Конорова Б. Н.
В 50-60- е годы систему музыкально-ритмического воспитания разрабатывали: Ветлугина, Кинеман, Матлов. Лечебная ритмика находит свое применение в логопедических учреждениях, формируется особое направление - логопедическая ритмика. Это была инициатива Гиляровского В. А., Власовой Н. А.
Рождественскя В. И. говорит о сочетании слова, музыки, движений. "Ритм, производимых под музыку движений, способствует нормализации речи".
Шершнёва Е. Р. и Рау Е. Ф. рекоментуют конкретный материал для детей-логопатов: песни, игровые упражнения, драматизации, хороводы, также они дают рекомендации по работе с детьми -логопатами: "Дети-логопаты часто бывают нервные, неактивные, с чертами безволия, рассеянности, заторможенности или наоборот, эмоциональной возбудимости, аритмичные, с нарушенной координацией движений. Поэтому, такие дети требуют очень осторожного, бережного отношения со стороны педагогов. На музыкальных занятиях с ними следует избегать муштрования, не требовать от них точного выполнения под музыку ритмических движений".
В 70-80- е годы Шутова Н. А. разработала систему коррекционно-воспитательных упражнений для музыкальных занятий с занимающимися детьми с целью воспитания у них произвольного внимания и произвольного поведения.
В наше время за рубежом также используется методика Далькроза. Польский педагог Аурелия Розенталь ввела ритмопластику в свою логопедическую работу. Созданная ею программа, была направлена на реабилитацию заикающихся детей. э. Кименская-Эвертовская (Польша) В своих работах делает вывод, что логоритмика формирует у детей чувство ритма, музыкальности, может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств речи. Современный немецкий музыкант Карл Орф дал такую концепцию: "Максимальное развитие активности детей через музыку и танец". Большое место он уделяет развитию творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций. Основу занятий составляет синтез слов, музыки и движений. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпимое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: "А сейчас мы с вами, ребята, пойдем на музыкальное занятие". Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает музыка в жизни ребенка. Музыка имеет большое значение во всех сторонах воспитания и развития детей. А если у ребенка нарушена речь, то наравне с логопедическими, музыкальные занятия в большой мере помогут в ее исправлении.
Каждый раздел музыкального занятия (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика, музыкальное творчество) связан с логопедической работой. Я определила те задачи, которые должна решать на всех муз. занятиях для осуществления связи музыки и логопедии (оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные).
2. Задачи и цели
Задачи: 1. Воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в движении и речи ритмическую выразительность.
2. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
№. Развивать дыхание, голос, артикуляцию у детей.
; Регуляция мышечного тонуса.
: Активизация внимания.
Главная цель всех муз. -логопед. занятий - это преодоление речевого нарушения у детей путём развития движений в сочетании со словом, песней, музыкальной, т. е. логопедическая ритмика.
3. Содержание занятий
Весь музыкально-логопедический материал, который я предлагаю детям на занятиях, я разделила на несколько частей (по задачам) и на каждом занятии предлагаю задания, этюды, упражнения, игры разных частей.
Вот эти части:
1 часть. Ходьба.
Существует много различных видов ходьбы. Это вводные упражнения. Начиная с младшей группы, учим детей ходить по кругу, по-одному, парами, группой, обходить различные предметы, строить линейки, шеренги, колонны. Учим повороты, маршировку спиной назад, к центру. Различные виды ходьбы сочетаются с музыкой и словами:
1. "Цапля важная, носатая
Целый день стоит На равновесие.
Как статуя". Дети стоят на одной ноге.
2. "Мама хочет отдыхать, Ходьба на носках.
маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу".
3. "Тук, тук, тук, тук,
Моих пяток слышен звук. Ходьба на внутренней и
Мои пяточки идут, внешней сторонах ступни.
Меня к мамочке ведут".
4. "Лёд да лёд, лёд да лёд,
А по льду пингвин идет.
Скользкий лёд, скользкий лёд,
Но пингвин не упадет".
2 часть. Развитие дыхания, голоса, артикуляции. Пение.
Эти упражнения я использую для того, чтобы выработать у детей диафрагмальное дыхание. Их можно сочетать с движениями рук (вверх-вниз, вверх-в стороны, вверх-на пояс, вверх-на голову и т. д., с движениями туловища (повороты вправо, влево, наклоны вперёд, круговые вращения, с движениями головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты). Например: "Ехал Грека", "Потанцуй со мной дружок".
Все упражнения на развитие голоса я провожу с музыкальным сопровождением. Для воспитания выразительности голоса мы проводим мелодекламацию: чтение стихов с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией - под соответствующую музыку. Для этого я использую картинки -"гримасы". Из небольшого упражнения "Мухи" мы разыграли мини-спектакль!
"На паркете в восемь пар
Мухи танцевали
Увидели паука
В обморок упали"
-"Дети, представьте себе, что муха села вам на колено. Посмотрите на неё, поймайте её, почувствуйте её в своём кулачке, поднесите кулачок к уху, послушайте, как звенит муха (дети поют "з-з-з"). теперь раскройте ладошку, выпустите муху, проследите глазами её полёт (делаем вибрацию губ, добавляем голос). Потом мы поём песенку и одновременно на ударные слоги соединяем на обеих руках 2-е, 3-е,4-е, 5-е пальцы, поочерёдно друг с другом. На слова "в обморок упали" - дети расслабляют кисти, роняют их на колени.
Пение положительно воздействует на детей с нарушением речи, т. к. органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Особо важным лечебным средством является пение хором. Во время пения детей я всегда слежу за тем, чтобы дети пели напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или муз. фразы. Сначала на занятиях я беру песни с короткими предложениями, позже - с более длинными. Песни подбираю в медленном и быстром темпе. Дети поют хором, индивидуально.
Использую такие приёмы в пении:
1. Пение песни на какой-то слог (да-да, ля-ля, ду-ду) или звук (а-е-и).
2. Пение песни беззвучно (про себя).
3. Пение шепотом.
4. Пение по цепочке.
5. Пение с солистом.
6. Пение вразброс (на кого я укажу - поёт, потом другие продолжают пение).
7. Пение по группам.
8. Пение по рядам.
9. Пение по ролям.
10. Пение с запевалами.
3 часть. Игры с пением, хороводы, инсценировки.
Они очень полезны для детей с нарушением речи. В них широко используется плясовые хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и песенной основой. В этих играх развивается умение владеть собой, своим телом, соотносить движение с музыкой, а это положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и торможения. Игры с пением, хороводы развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузы, вовремя вступать в игру, менять движения). Дети очень любят такие игры, как "Ходит Ваня", "Белые гуси", "Весёлый музыкант", "У Маланьи у старушки", "Барашеньки", "Я на бочке сижу" и многие другие.
4 часть. Регуляция мышечного тонуса.
Эти упражнения помогают детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.
1. На тихое звучание музыки - мягкие движения султанчики внизу, на громкое - более сильные взмахи над головой.
2. На сильное, громкое звучание музыки дети идут по кругу, размахивая султанчиками, на тихое - останавливаются, прячут их за спину.
3. Дети сидят на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую - делают лёгкие хлопки перед собой.
4. Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют правой рукой в бубен, на тихую - легко встряхивают им.
5. На громкую музыку идут по кругу, на тихую - кружатся на одном месте на носочках ног.
6. На громкую - идут по кругу, размахивая султанчиками, на тихую - останавливаются, опускаются на одно колено.
5 часть. Активизация внимания.
Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти.
1. Дети стоят в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку исполняют 2 противоположных движения: одна шеренга приседает, другая выпрямляется с подъёмом на носки (муз. Кабалевского "Клоуны").
2. Дети идут цепочкой в разных направлениях. На акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движения. Снова звучит акцент в музыке. Идущий впереди, опускается на одно колено, так продолжается до тех пор, пока все дети не встанут на одно колено. Затем всё проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуют вновь цепочку.
3. "Поспи и попляши" (слуховое внимание). На "колыбельную" музыку дети бережно передают "куклу" по кругу. На музыку "плясовая" - тот, у кого кукла пляшет с куклой, остальные хлопают в ладоши.
4. "Жуки" (речевое дыхание). По сигналу "жуки" дети "летают", т. е. бегают. "Жуки" упали на спинки и не могут перевернуться - ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками.
6 часть. Развитие чувства музыкального размера и метра.
1. На полу обручили по количеству детей. Под музыку "Марш" каждый ходит вокруг своего обруча. На акцент - прыгает в свой обруч двумя ногами.
2. 2 шеренги детей. У одних обручи, которые они тихо качают. На неожиданный акцент или хлопок в ладоши дети перекатывают обручи в другую шеренгу, которая ловит их и качает до следующего акцента.
7 часть. Развитие чувства музыкального темпа.
(Темп - это скорость муз. исполнения: медленный, умеренный, быстрый).
1. Под быструю музыку бегут друг за другом, подняв руки на уровне плеч, подражая полёту самолётов.
2. "Марш" - дети идут маршируя.
"Бег" - берут с пола предмет (обруч) и бегут с ним.
3. Музыка медленная - плавно поднимают и опускают обручи, если музыка быстрая - качают обручи.
4. По кругу стоят стулья по количеству детей. "Марш" - дети идут "змейкой" между стульями.
"Бег" - бегут по внешнему кругу. Музыка замолкает - все садятся на стулья.
8 часть. Развитие чувства ритма (звуки и паузы).
Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей логопатов чувства ритма в движении и включение его в речь.
1. Дети стоят в кругу парами лицом друг к другу. Звучит муз. ритм. На каждую "восьмую" поочерёдно грозят друг другу указательным пальцем правой и левой рукой. На "четверть" поворачиваются друг к другу спиной и, оказавшись с новым соседом, продолжают исполнять эти движения. Можно сопровождать трёхсложным словом ("петушок", "курица").
2. Дети сидят на полу по кругу, скрестив ноги. На "половинную" долю делают хлопок над головой, на "первую четверть" - хлопают правой рукой об пол, на "вторую четверть" - хлопают левой рукой.
9 часть. Игра на детских музыкальных инструментах.
Начиная с младшей группы, знакомлю детей с муз. инструментами, учу на них играть, показываю иллюстрации с играющими зверятами. Особенно дети любят игры с муз. инструментами:
1. "Музыкальное эхо" - один ребёнок играет на бубне свой ритмический рисунок, а другой его повторяет.
2. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед каждым одинаковые муз. инструменты. Один играет, а другой должен на слух отгадать и сыграть на том же муз. инструменте.
10 часть. Пальчиковые игры.
Дети произносят текст и сопровождают его движениями пальцев.
1. "Семья"
"Этот пальчик-дедушка
Этот пальчик-бабушка
Этот пальчик-папочка
Этот пальчик-мамочка
Этот пальчик-я,
вот и вся моя семья".
Рука сжата в кулачок, пальцы поочерёдно, начиная с большого, разгибаются. Затем все пальцы одновременно кланяются.
2. "Одевание пальчиков".
"Перед тобой пятёрка братьев,
Дома все они без платьев.
А на улице зато,
Нужно каждому пальто".
Поднять правую руку от локтя вертикально, пальцы растопырены, но не напряжены. Пальцы левой руки поочерёдно поглаживают пальцы левой руки от основания к кончику (раздевающие движения). Пошевелить пальцами. Одевающие движения - от кончиков к основанию пальцев.
11 часть. Психогимнастика.
Психогимнастика - это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.
Задачей психогимнастики является сохранение психологического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя у других, снятие психологического напряжения, создание возможности для самовыражения.
1. "Что слышно?" Педагог предлагает детям послушать и запомнить всё, что происходит за дверью. Затем просит рассказать, что они слышат.
2. "Будь внимателен". Дети шагают под марш. На слова: "зайчики" - прыгать, "лошадки" - ударять "копытом" об пол, "раки" - пятиться назад, "птицы" - бежать, "аист" - стоять на одной ноге.
3. "Слушай звуки". Педагог договаривается с детьми о том, что когда он нажмёт клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу "плакучей ивы! - ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, в локтях согнуты и опущены, голова наклонена к левому плечу, а когда он нажмёт клавишу нижнего регистра, то дети принимают позу "тополя" - пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.
4. Дети встают по кругу. Под русскую народную мелодию по -очереди выполняют следующие движения - один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встаёт и т. д.
5. "Четыре стихии". Играющие стоят по кругу. Педагог договаривается с ними, что если он скажет слова
"земля" - опустить руки вниз,
"вода" - вытянуть руки вперёд,
"воздух" - поднять руки вверх,
"огонь" - вращение руками.
12 часть. "Музыкотерапия"
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. С помощью муз. ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические муз. упражнения благотворно влияют на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью.
Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес к деятельности вообще. "Конвейерный" принцип отдельных упражнений представляет собой приём втягивания в общее дело трудных, негативно настроенных детей.
Делая муз. ритм организатором движений, можно развивать у детей внимание, память, внутреннюю собранность. С помощью музыки возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения. Действиями под музыку подкрепляется и выработка тормозных механизмов.
1. Почти на каждом муз. занятии я провожу "Минутку красоты" - дети устраиваются на ковре в любой позе, слушают небольшой муз. отрывок красивой классической или современной музыки в грамзаписи.
2. В старших группах я провожу такое упражнение: дети сидят на ковре с закрытыми глазами в расслабленной позе. Звучит спокойная музыка в грамзаписи. Параллельно с музыкой я и воспитатель создаём на фоне этой музыки дополнительные муз. звуки (немного и нечасто): звон колокольчика, слегка дуть в бутылку, ударять ключиком по бутылке и т. д. Затем спрашиваем детей, что они представляли, слушая эту музыку.
3. "Магический круг"". Дети сидят на полу в очень тесном кругу, В центре 3-4 ребёнка с закрытыми глазами. Дети по кругу, волнами выполняют различные шумовые движения (хлопки по полу, по коленям, пальцами по полу и т. д., но без остановки). Затем спрашиваем у тех детей, которые находились в центре круга, что им представлялось под наш "шумовой аккомпанемент".
13 часть. Массаж.
Под различные речевые упражнения, небольшие или маленькие песенки дети делают самомассаж или массаж друг другу.
"Дорога" - дети делают массаж по - очереди друг другу.
"Хороша дорога, Гладить по позвоночнику
Хороша дорога
Вот стала что-то хуже, Кулачками по позвоночнику
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет Трясти за плечи
Шаляет, валяет
По мостику, Руки в стороны,
По мостиком Пальчиками сверху
Под мостиком Пальчиками снизу.
По нырочкам,
По нырочкам Присесть, встать.
Да по кочкам,
Да по кочкам ударять по бокам.
По ухабам, Присесть
Прямо в яму Стремиться хлопнуть по
Бух! заду своего товарища, а
тот должен увернуться сесть
на стул или на пол.
В нашем детском саду муз. занятие не стоят в стороне от общих занятий в группе. Я в своей работе придерживаюсь тематического плана логопедов на каждый месяц. Например, в сентябре в группе изучают тему "Овощи" - и на муз. занятиях, и на развлечениях мы поем с детьми об овощах, водим хороводы, танцуем, играем - всё у нас связано с овощами (песня "Урожайная" Филиппенко, хоровод "Наш огород" Попатенко, танец огурчиков,. инсценировка "Хозяйка и овощи", игра "Гости ходят в огород" и т. д.).
или, например, в январе логопед учит с детьми звуки "б2 и "п" и на муз. занятиях мы поём Распевки с этими звуками.
Вместе с логопедами мы готовим детские выступления на праздниках, инсценировки, небольшие спектакли. Результаты нашей работы видны не сразу, а через несколько месяцев или лет. Например, Сережа К. запинается почти на каждом слове, а в песне он преображается, поёт чисто, без ошибок в интонации и дикции, свободно, выразительно. В песенной инсценировки "Поварята" он был солистом - "главным поваром".
Или Егор С. В средней группе он практически не занимался на муз. занятиях, угрюмо сидел в углу, наклонив голову вниз. Постепенно он настолько освоился и полюбил муз. занятия, что теперь он у нас отличный танцор и в пении не хуже других ребят. На зимнем празднике он был солистом в песне "Вот какая ёлочка".
Весь музыкальные и речевой материал воздействует на детей в комплексе, систематически и планомерно, поэтому дети хорошо его усваивают., им очень нравится выполнять любое задание на муз. занятиях, т. к. всё преподносится в игровой форме, с наглядностью, спокойно и дружелюбно. Я всегда учитываю каждого ребёнка (неоднозначность каждого ребёнка, поэтому все дети реализуют себя, свои возможности. После занятия дети чувствуют себя спокойно, бодро, уверенно, т. к. получили положительные эмоции, радость общения друг с другом и со взрослыми, которые желают им добра, счастья и любят их.
В мои планы на будущее входит:
1. Изготовить новые интересные пособия для работы с детьми по музыкально-логопедическому (индивидуальные карточки для распевания, панно - фланелеграфы для развития звуко - высотного слуха и т. д.).
2. Разработать творческую программу для каждой возрастной группы по муз. логопедическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Разработать творческий план "Идеальная модель муз. воспитания ребёнка" под девизом: "Музыкальное воспитание ребёнка должно начинаться за 9 месяцев до рождения его матери".
Литература:
1. Программа "От рождения до школы" Н. Е. Веракса.
2. "Логопедическая ритмика" Волкова Г. А.
3. "От слова к музыке" Боровин Т. А.
4. "Пальчиковые игры" Сафарова И. Э.
5. "Ознакомление дошкольников со звучащим словом" Туманова Г. А.
6. "Учите, играя" Туманова Г. А.
7. "Словом душа растёт" Умскова Н. А.
8. "Система детского муз. воспитания Карла Орфа" Баренбаль А. А.
9. "Устранение заикания у детей в игровых ситуациях" Выгодская И. Г.
10. "Моя синяя птица" Бруслова, Шевченко.
11. "Наглядные средства в муз. воспитании дошкольников" Комисарова, Костина.
12. "Психология муз. способностей" Теплов
13. "Исполнительское творчество в художественном воспитании" Бериман.
14. "Муз. игры, как одно из средств муз. воспитания в д/саду" Кинеман.
15. "Обучение детей дошкольного возраста пению" Войного.
16. "Восприятие музыки детьми дошкольного возраста" Дзержинская.
17. "Развитие муз. ритмического чувства"
18. "Про трёх китов и про многое другое" Кабалевский.