Лаптева Марина
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий 9 класса (VII вида)
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная рабочая программа
9 в класса (VII вида)
Составитель:
учитель-логопед
Кирсанова Марина Алексеевна
Программа коррекционной работы с 9в классом разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Публикация «Адаптированная рабочая программа логопедических занятий 9 класса (VII вида)» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Логопедические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Являясь средством познания действительности, русский язык становится основой формирования творческих и интеллектуальных способностей школьника. Нарушения речи затрудняют развитие у детей памяти и воображения, абстрактного мышления. Сформировавшаяся таким образом вторичная интеллектуальная недостаточность препятствует становлению навыков самостоятельной учебной деятельности, что ограничивает возможности самореализации личности в ходе овладения будущей профессией. Поэтому так важна роль коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих формирование речевой компетенции учащихся, навыков речевого общения с учетом механизмов нарушения речи и возможностью индивидуального подхода к каждому ученику. Как правило, в ходе исследования устной и письменной речи учащихся основной общеобразовательной школы (9 класс) для детей с задержкой психического развития выявляются: недостаточная сформированность фонематической стороны речи; аграмматизмы, недоразвитие связной речи, дизорфография. В 9 классе в соответствии с учетом возрастных особенностей интеллектуального развития детей и появления речевых форм в онтогенезе предлагается большее внимание уделить развитию синтаксической стороны речи (формированию понятия о структуре простого и сложного предложений) учащихся. Поэтому мною была сформулирована следующая
ЦЕЛЬ: диагностика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся, устранение недостаточности словарного запаса и грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений.
ЗАДАЧИ:
- коррекция нарушений лексико-грамматической стороны устной и письменной речи учащихся;
- активизация словарного запаса учащихся;
- совершенствование коммуникативных умений и навыков;
- развитие связной речи
Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.
Эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации учащихся в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ (VII вид) показывает, что проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием учащихся, являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического воздействия в школе с классами для учащихся с ОВЗ позволяет добиться у старшеклассников, определенных положительных изменений в устной и письменной речи, в частности, у большинства учащихся удается преодолеть основные трудности в речевом общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения. У многих учащихся (VII вида) старшего школьного возраста выявляются дефекты при употреблении сложных синтаксических конструкций, патологические особенности словесно-логического мышления, нарушения речевой памяти, воображения.
Для большинства таких детей характерны затруднения в общении с окружающими их людьми. В связи с этим особую значимость приобретает формирование основ коммуникативной культуры учащихся старших классов с ОВЗ с учетом особенностей их речевого и личностного развития.
Программа для детей с ОВЗ (VII вида) руководствуется задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако эффективность решения этих задач во многом зависит от реализации коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направлений в обучении.
Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи учащихся с речевой патологией в школе с классами для детей с ОВЗ тесно связана с общим развитием речи учащихся, должна опираться на ознакомление с окружающим миром, уроки русского языка и развития речи, обусловлена спецификой введения в речь новых языковых структур такими школьниками.
Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, то есть на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития учащихся общеобразовательной школы с классами для детей с ОВЗ, можно в общем виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия.
• формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.
• уточнение и коррекция фонематического восприятия
• уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза
• формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса
• уточнение и коррекция грамматических категорий
• коррекция специфических ошибок письменной речи
• формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков
Условия реализации образовательной программы.
Программа предназначена для работы с учащимися, имеющими нарушения речевого развития.
Программа для 9 класса включает 35 часа. Количество часов может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Предполагаются подгрупповая форма организации деятельности учащихся на логопедических занятиях.
Информация об используемых технологиях обучения:
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации метапредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на
различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия
К окончанию обучения по программе коррекции нарушений устной и письменной речи учащиеся 9В класса для детей с ОВЗ должны знать:
- признаки гласных и согласных, мягких и твёрдых, звонких и глухих звуков и букв;
- морфологические признаки частей речи;
- состав и названия частей слова;
- синтаксические единицы, знаки препинания при них;
- структуру текста;
- стили речи
Обучающиеся должны уметь:
- различать морфологические и грамматические признаки частей речи;
- проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический);
- доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико – артикуляционное
сходство по твёрдости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова, проверяя сомнительную букву;
- дифференцировать основные синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания;
- проводить анализ текста, составлять его план.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 9В классе для детей с ЗПР (VII вида)
№
п/п Тема Количество
часов
1. Диагностическое исследование 1
2. Повторение. Фонетика. Система звуков русского языка. 1
3. Сложные случаи фонетического разбора слов. 1
4. Словосочетания как составляющие предложений 1
5. Типы связи слов в словосочетании 1
6. Главные члены предложения 1
7. Второстепенные члены предложения 1
8. Простое предложение. Механизмы осложнения простого предложения. 1
9. Простое распространенное предложение.
Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие? 1
10. Согласование слов в предложении.
Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.
1
11. Текст. Стили речи. Работа над выразительностью речи. 1
12. Тематическое занятие «Что такое дружба». Формирование коммуникативных качеств. 1
13. Тематическое занятие «Что такое Счастье». Работа над текстом. 1
14. Конструирование предложений.
Порядок слов в предложении.
1
15. Употребление существительных с абстрактным значением, образованных при
помощи суффиксов и приставок одновременно
1
16. Употребление синонимов в словосочетаниях, предложениях, тексте
1
17. Употребление фразеологизмов в речи
1
18. Употребление в речи эпитетов, сравнений, метафор
1
19. Лексическая сочетаемость. Использование многозначности слова
1
20. Односоставные предложения. Их употребление в связной речи
Структура предложений с вводными словами. Употребление в связной речи
1
21. Пересказ текста по опорным словам и вопросам.
Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам.
1
22. Составление плана текста.
Закреплять умение составлять план текста.
1
1
23. Выборочный пересказ.
Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа.
1
24. Краткий пересказ.
Закреплять умение определять тему и основную мысль текста. Формировать умение сокращать текст.
1
25. Составление заключения к рассказу.
Формировать умение составлять заключительную часть к данному тексту 1
26. Закреплять умение последовательно пересказывать содержание рассказа, устанавливать причинно-следственные связи 1
27. 1
28. Стили речи. Научный, публицистический, разговорный, художественный 1
29. Использование способов сжатия текста (исключение и обобщение) 1
30. Развитие словесно-логического мышления 1
31. Проверочная работа 1
32. Диагностическое исследование 2
33. ИТОГО ЧАСОВ 35