Галина Михалкина
Структура и этапы коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в контексте требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Структура и этапы коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в контексте требований ФГОС"
Как для учеников, так и для учителя, занятие будет интересно тогда, когда оно, что называется, «осовременено» в самом широком понимании этого слова.
Публикация «Структура и этапы коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в контексте требований ФГОС» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основная задача учителя-дефектолога в соответствии с ФГОС - это развитие личности детей, обучение их умению учиться, формирование у обучающихся с ОВЗ позиции успешного обучения. Иными словами, задача учителя-дефектолога - помочь обучающемуся с ОВЗ усвоить такой круг образовательных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить в условиях социальной среды.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
В контексте требований ФГОС к коррекционному занятию выдвигаются следующие требования :
1. Учитель-дефектолог должен владеть учебным материалом
2. Занятие должно быть воспитывающим и развивающим.
3. На каждом занятии должна вестись коррекционно-развивающая работа.
4. Материал должен быть доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
5. На каждом занятии должен осуществляться индивидуальный и дифференцированный подход.
6. На занятии должны осуществляться межпредметные связи.
7. На занятиях должны использоваться:
-ИКТ
-дидактические материалы
8. Обязательно должен соблюдаться здоровьесберегающий режим, при этом
-учитываться возрастная нагрузка на обучающегося
-проводиться физминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т. д.
-соблюдаться санитарно-гигиенических требования.
9. Занятие должно способствовать решению основных задач:
- обеспечивать усвоение программного материала,
- переносить сформированные на занятиях умения и навыки в другие виды деятельности;
-способствовать социальной адаптации ребёнка
Примерная структура занятия по ФГОС :
Структура занятия по систематизации и обобщению знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Основные коррекционно-развивающие задачи
-коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания)
-коррекция и развитие связной устной речи
-коррекция и развитие связной письменной речи
-коррекция и развитие памяти
-коррекция и развитие зрительных восприятий
-развитие слухового восприятия
-коррекция и развитие тактильного восприятия
-коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
-коррекция и развитие мыслительной деятельности
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, их эмоциональной-волевой сферы
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которая позволяет ему проводить коррекционно-развивающие занятия, корректируя и развивая знания, умения и навыки, создавая условия для наполнения их смыслом, а так же возможность самому ученику добывать эти знания, умения, навыки через проблемные ситуации и самостоятельные поиски их решения.