Наталья Макеева
Сторителлинг как способ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Макеева Н. А., воспитатель МБДОУ – детский сад №33 «Аленушка» ст. Павлодольской.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».
Задачи:
Публикация «Сторителлинг как способ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2024
Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.
Обучить педагогов практическим приёмам использования технологии «сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.
Актуальность.
Проблема развития связной речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе техники и технологии, заимствованные из других научных сфер. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.
Ход мастер- класса:
1 ,2 слайды
Добрый день коллеги. Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по теме «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Теоретическая часть.
3 слайд
Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй» Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.
На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй». Техникой «сторителлинг» я пользуюсь третий год, уже чувствуются большие результаты: тема изучена при самообразовании, наработан материал, успешно используется в совместной с детьми деятельности.
1. детям очень нравится играть в кубики- кидать, переворачивать их;
2. я использую его на подгрупповых и индивидуальных занятиях;
3. дети с удовольствием рассматривают картинки на кубиках, составляют предложения, рассказы;
4. с помощью этих рассказов у детей развивается фантазия, обогащается словарный запас;
5. во время сочинения рассказов дети общаются друг с другом, что способствует успешной адаптации детей в коллективе сверстников;
6. также я автоматизирую поставленные звуки в словах с помощью этих кубиков, дети, переворачивая кубики, ищут слова на определенный звук.
4 слайд
В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:
1. Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его должно зацепить их внимание и удерживать его.
2. Основная часть - эта часть дает возможность основательнее развить историю.
3. Заключение - должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ.
5 слайд
Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.
Задачи:
1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.
2. Уточнять использование грамматических форм речи.
3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.
На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий – педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении. Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.
6,7 слайды
Историей может стать все что угодно. Можно рассказать уже существующую историю, а можно придумать свою собственную. Лучше начинать с простых историй, описывающих интересный или смешной случай из личного опыта. Дети младшего и среднего возраста с удовольствием рассказывают семейные истории, делятся личными переживаниями, также любят рассказывать о книгах, которые им прочитали.
8 слайд
Пособие может быть покупным, но с детьми младшего возраста лучше использовать кубики, сделанные своими руками и знакомыми персонажами.
9 слайд
Еще я использую такие средства сторителлинга с детьми дошкольного возраста:
10 слайд
«Загадки»
11 слайд
«Мешочек историй»
12 слайд
«Сундук сказочных историй»
«Книжка – малышка историй»
«Театр вымышленных сказок» и др.
«Составление рассказа по картине и серии сюжетных картинок» (показ фото детей)
«Предметы историй» (показ фото)
13 слайд
В заключении хочется отметить, что все методы, формы работы, используемые мной, позволяют повысить интерес детей к чтению художественной литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни, деятельности
2. Практическая часть:
14 слайд
Уважаемые коллеги, я для вас подготовила некоторые игры техники «сторителлинг», в которые мы с детьми играем на занятиях.
15 слайд
Дидактическая игра «Потешки на кубе»
На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной из потешек. Затем бросая куб, дети вместе с воспитателем рассматривают верхнюю выпавшую сторону куба, и рассказывает соответствующую потешку. Впоследствии дети могут самостоятельно играть в куб, рассказывая друг другу потешки или сочиняя по картинкам свои истории.
16 слайд
Игра «Найди картинку на звук»
Я вам говорю звук, а вы ищите на кубиках картинки на этот звук.
Звуки: Л, Р, С, Ш, З, Ж
17 слайд
Игра «Рассказчики»
Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.
18, 19 слайды
При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление.
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.
Однажды, много лет назад…
В некотором царстве, в некотором государстве…
Когда-то давным-давно…
Жили-были…
Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?
2. Основная часть истории.
Описывается основная сюжетная линия.
Что произошло с героем?
Кого он встретил или что нашел?
Что он планирует с этим делать?
3. Заключение.
Появляется решение поставленной проблемы.
Короткий вывод (итог рассказа).
20 слайд
Игра «Фантазеры»
Придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.
Надеюсь, что игры вам понравились, и вы будете применять технику «сторителлинг» на своих занятиях, т. к. он развивает речь детей и дети становятся более общительнее.
3. Заключительная часть.
Рефлексия:
– Внимание на слайд (21 слайд). Прошу оценить мой мастер- класс. Педагоги выбирают соответствующие кружки.
22 слайд
Придумывайте свои замечательные истории вместе с детьми, творите, играйте и фантазируйте! Спасибо за внимание и успехов вам в вашей педагогической деятельности.