Марина Осадчая
Организация работы с детьми по обучению правилам пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у дошкольников осознанного отношения к вопросам
безопасности в различных сферах их жизнедеятельности»
«Спички детям не игрушки»
(организация работы с детьми по обучению
правилам противопожарной безопасности)
Осадчая Марина Валентиновна – воспитатель
Красикова Вероника Сергеевна – воспитатель
г. Архангельск
2022 г.
Публикация «Организация работы с детьми по обучению правилам пожарной безопасности» размещена в разделах
Все наверняка не раз слышали русскую пословицу «Искру гаси до пожара. Беду отводи до удара». За ней скрывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнём не нов. Кое-кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка не игрушка? Не стоит, тема уже избита». Однако, количество пожаров, возникших по вине детей, не уменьшается. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Причиной жертв пожаров среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнём, недостаточный контроль со стороны взрослых за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых организовать досуг детей. Установлено, что дети часто проявляют интерес к огню тогда, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Дети пытаются «потрогать» окружающий мир, чтобы поближе узнать его. Задача воспитателей и родителей помочь узнать как можно больше об окружающем мире, но предостеречь от возможных опасностей, ожидающих их на пути познания.
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Начинать знакомить детей с пожарной безопасностью нужно как можно раньше, чтобы они знали, как нужно вести себя правильно и безопасно. Ведь большинство детей не знает, что им нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать тогда, когда это ещё можно сделать. И только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.
Целью нашей работы формирование у детей основ пожарной безопасности и навыков осторожного обращения с огнём.
Задачи:
• Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожаров;
• Знакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности; формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;
• Дать представления о труде пожарных, их профессиональных действиях; показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – боевой расчёт, служб спасения: «01», «02», «03», «04», единой службы спасения «112»; воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных;
• Формировать у детей элементарные правила безопасного поведения в случае возникновения пожара : ориентироваться в пространстве группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, вызывать службу спасения.
• Обогащать словарный запас детей, развивать умение выражать свои мысли по теме пожарной безопасности в речи;
• Развивать творческие и познавательно-исследовательские способности дошкольников, вовлекая детей и взрослых в активную совместную деятельность.
• Воспитывать осознанное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
• Пополнить пространственную предметно-развивающую среду группы дидактическим, методическим, демонстрационным материалом, способствующим формированию основ пожарной безопасности.
Дошкольникам необходимо представить следующее:
- опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит ему самому, окружающим, природе, животному миру;
- причина – от чего случилась или произошла беда, что способствовало реализации опасности;
- последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.
Проанализировав тематическое планирование, мы решили, что вопросы противопожарной безопасности можно затронуть при работе практически над любой из тем. В связи с этим нами было разработано перспективное планирование по работе по противопожарной безопасности. Мы составили таким его таким образом:
Сентябрь – противопожарная безопасность в детскому саду, знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения
Октябрь – противопожарная безопасность в природе, собаки в борьбе с пожарами
Ноябрь – знакомство со специальным транспортом и профессией пожарного - "Укротители огня", экскурсия в ПЧ
Декабрь – противопожарная безопасность во время праздников
Январь – безопасность в нашем доме, электричество и его опасность, электроприборы, правила пользования ими
Февраль – действия при пожаре, оказание первой помощи
Март – огонь в литературе
Апрель – противопожарная безопасность в природе
Май – обобщение изученного материала
Основные методы и приёмы мы подбираем таким образом, чтобы дети смогли на практике применять свои знания. В своей работе мы используем :
наблюдение, беседы, игры, как дидактические, так и сюжетно-ролевые, выполнение творческих заданий, викторины и т. д. Знакомство с правилами обращения с огнём продолжается во всех видах детской деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением включаются в занятия по ознакомлению с окружающим миром: знакомство с профессиями спасателей, пожарных; чтение художественной литературы; конструирование; изодеятельность.
Большие возможности формирования противопожарной безопасности заключаются в играх – сюжетно-ролевых, дидактических, играх-драматизациях и т. д. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребёнка дошкольного возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. Поэтому игра является неотъемлемым атрибутом учебной и воспитательной деятельности растущего человека. Особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в роли. В ходе игры детям наглядно объясняется, куда надо звонить во время пожара, как правильно вызывать пожарных, что делать и как вести себя во время пожара, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх.
Особенно хочется отметить такую форму работы с детьми, как экскурсии. Экскурсии мы проводим как по детскому саду с целью ознакомления с противопожарной сигнализацией и эвакуационными выходами, так и в ПЧ № 5, которая расположена в нашем микрорайоне. Пожарные всегда с удовольствием рассказывают детям о своей работе, показывают технику, которую используют при тушении пожаров. Детям очень нравятся подобные мероприятия. У них есть возможность не только узнать о труде пожарных в теории, но и посмотреть на их действия на практике.
В воспитании правил противопожарной безопасности мы используем такой метод, как решение проблемной ситуации, например: «Почему случился пожар?», «Что будет, если… поджечь траву, развести костёр?»
Ещё одним эффективным методом стали тренинги и моделирование пожароопасных ситуаций. Например, таких как: «Ваши действия при пожаре», «Вызови пожарных», «Дым в группе. Как поступить?»
Поскольку в наш век современных технологий нам ни куда не уйти от интернета и телевидения, то и мы в своей работе решили использовать презентации и просмотры видеосюжетов о работе пожарных, пожарах и их последствиях.
К сожалению родители воспитанников не достаточно серьезно подходят к вопросам ознакомления дошкольников с противопожарной безопасностью и формированию у них навыков безопасного обращения с огнём. Детям разрешают играть с пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Психологи и социологи пришли к выводу о том, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые даёт огонь, забывают о его опасности. Поэтому главная цель работы с родителями стала - объяснить необходимость занятий с детьми по противопожарной безопасности дома, а также дать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях.
Работа по воспитанию и обучению правилам противопожарной безопасности объединила педагогов, родителей и детей в совместной деятельности. Активное сотрудничество с родителями и сотрудниками пожарной части № 5 также расширило образовательные возможности ДОУ, а кроме того способствовало повышению воспитательного потенциала семьи.