Галина Орехова
Специфика обучения грамоте дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий адаптации ребенка с нарушениями речи является овладение грамотой, т. е. элементарными навыками чтения и письма.
Дети с общим недоразвитием речи не подготовлены для овладения звуковым и морфологическим анализом слов, что затрудняет процесс обучения грамоте. Для того чтобы освоить первоначальные навыки чтения и письма, им нужен определенный уровень речевой компетентности, которая обеспечивается специальной системой упражнений по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию произношения.
Темочки:
В работе «Аномалии речевого развития ребенка» Т. Г. Визель писала: «Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребёнка было достаточно развито мышление, речевой слух и особое зрение на буквы (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, ведающие запоминанием и умением использовать буквы».
В связи с этим дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в овладении грамотой. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики и рассматривается не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но и как средство формирования речи.
В процессе обучения грамоте дети знакомятся сначала со звуковым анализом слов через сравнение и сопоставление сходных и различных признаков, логические упражнения на анализ и синтез, что способствует формированию у детей четких представлений о звуковой структуре слова, которая, в свою очередь, приводит к закреплению правильного произношения, сознательно учит читать и писать.
При обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи следует учитывать особенности мыслительных процессов, фонематического восприятия, присущие этим детям.
Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи проводится только с опорой на правильно произносимые звуки и слова, для предотвращения трудностей в различение и выделение звуков из слова и соотнесении их с соответствующими буквами, а, следовательно, в предотвращении появления дисграфии.
В процессе работы над произношением, ребенок учится не только правильно произносить звук в словах и фразах различной сложности, но также, отличать его от других звуков, правильно выделять его в слове. Особое внимание уделяется различению звуков, которые отличающихся друг от друга тонкими акустико-артикуляционными особенностями. Без правильного произношения и различения этих звуков, невозможно обеспечить прочную связь между звуком и буквой.
Порядок прохождения звуков и букв при обучении грамоте детей с ОНР подчинен доступности различения звуков на слух и усвоению их в произношении.
Первыми изучаются звуки, которые произносятся детьми в основном правильно, а именно: а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л. Исключение составляют ы, с, л, которые в некоторых случаях произносятся детьми дефектно, но в момент соотнесения их с буквой они должны уже быть поставлены и отработаны в произношении.
Далее ведется работа над звуками, неправильно произносимыми и исправляемыми в ходе коррекции одними из первых (ш, р, ж, некоторые мягкие, фонемы). Затем вводятся все остальные исправленные и поставленные звуки (и, мягкие фонемы, звонкие согласные, аффрикаты).
В процессе обучения грамоте большое значение придается подготовительному периоду. Весь период рассчитан на более длительный срок – полтора года и тесно связан с общим уровнем развития речи детей.
Большое внимание уделяется развитию навыка быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова, без которого не может быть освоено обучение грамоте, и как следствие правила грамматики и правописания. Формирование такого навыка возможно только при сформированном фонематическом восприятии звука на основе акустико-кинестетического взаимодействия.
Важно, чтобы весь лексический материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов и соотносили их с определенными предметами и явлениями реальности. Этот материал заранее подготавливается при развитии речи, затем усложняется что в свою очередь, способствует развитию словарного запаса и грамматического строя речи.
На протяжении всего периода обучения грамоте ведется углубленная работа, которая обеспечивает формирование морфологических обобщений, восполняя пробелы в лексико-грамматическом развитии детей и предупреждая ошибки письма в период усвоения правил правописания.
У детей с недоразвитием речи с большим трудом формируется морфологический анализ слова вследствие чего испытывают затруднения в правописании звонких и глухих согласных, безударных гласных и т. д.
С целью облегчения усвоение этих разделов, с самого начала обучения детей грамоте большое внимание уделяется упражнениям по анализу звукобуквенного и простейшего морфологического состава слова.
Дети практически подводятся к различным упражнениям по словоизменениям и словообразованиям, что способствует формированию умения образовывать слова и обращать внимание на их состав.
Одновременно с изучением звуков и букв детей знакомят со связанными с ними основными правилами грамматики и правописания. С начала дети знакомятся с некоторыми грамматическими понятиями и обобщениями, которые постоянно закрепляют, уточняют и расширяют в процессе дальнейшего усложнения материала, что позволяет непрерывно повторять наиболее трудные разделы, развивает самостоятельность в использовании правил детьми. Успех достигается при помощи разнообразия и систематического использование полученных знаний в различных условиях и на различном материале.
Обучение грамоте детей с ОНР строится на систематическом повторении и закреплении усваиваемого материала, применении упражнений, требующих использования уже приобретенных знаний и навыков, что ведет к практическому ознакомлению с некоторыми орфографическими правилами. Огромное значение имеет подготовка к усвоению нового грамматического понятия и работа над его четкой дифференциацией.
Обучение грамоте основано на использовании фронтального метода, однако, осуществляется и индивидуальный подход к воспитанникам в соответствии с особенностями нарушения речи каждого ребенка.
Обучение грамоте детей с общим недоразвитием речи состоит из двух периодов: подготовительный (или добукварный) и букварный.
Подготовительному периоду в обучении грамоте детей с нарушением речи уделяется большое внимание. Длительность подготовительного периода напрямую зависит от речевого уровня детей, чем ниже уровень речевого развития, тем больше времени отводится на добукварный период. В течение этого периода создаются предпосылки к сознательному усвоению основ грамоты одновременно с общим развитием речи и формированием звукопроизношения.
В этот период дети учатся пользоваться речью, обогащается и уточняется словарный запас, учатся строить простые предложения, формируют элементарные грамматические обобщения. Одновременно ведется коррекция неправильно произносимых звуков, развивается фонематический слух. Это создает практическую основу для анализа и синтеза звукового состава слов. Дети подходят к анализу и синтезу открытых и закрытых слогов, состоящих из двух звуков, анализируют односложные слова, знакомятся с понятиями «слово», «звук», «слог».
Звуковые упражнения важны для формирования у детей с ОНР навыков правильного письма и чтения. Особое время и внимание должно быть уделено развитию двигательных и зрительных навыков, которые готовили бы глаз и руку ребенка к письму элементов букв, их правильному расположению в тетради. Дети с недоразвитием речи имеют моторные затруднения, в связи с этим при формировании графических навыков правильного письма, они ощущают напряжение и неуверенность движений, скованность тела. Преодолению этих трудностей помогают соответствующие упражнения в рисовании, штриховке контурных рисунков, в складывании фигур и печатных букв из палочек и др.
В букварный период дошкольники с ОНР продолжают знакомиться практически со звуками речи и соответствующими буквами, учатся составлять слова из букв и слогов, овладевают процессом чтения и письма, изучают основные правила грамматики и орфографии. Акцент на развитие познавательных интересов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков, сознательное распределение детей артикуляционные и акустические характеристики звука остается также в исследовании всех основных звуков речи.
С учетом специфики обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи ведущими специалистами (Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищева) разработаны системы обучения грамоте.
Л. Ф. Спирова и Р. И. Шуйфер считают изучение звукобуквенного состава слов первостепенным. Процесс обучения грамоте, согласно их системе обучения грамоте, построен на правильно произносимых звуках и словах, предполагает определенный порядок изучения звуков и букв - а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты. Система обучения опирается на словесный материал знакомый детям, развитие навыка быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова, систематическое повторение и закрепление речевого материала. Параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания, изучается один и тот же звук и буква, знакомство с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов.
В процессе работы по обучению грамоте широко используется аналитико-синтетическая работа с разрезной азбукой.
Весь процесс обучения грамоте по системе Л. Ф. Спировой, Р. И. Шуйфер делится на два периода: подготовительный и букварный.
В подготовительный период ведется работа по общему развитию речи и формированию произношения (по коррекции произношения, увеличению словаря, овладению грамматическими обобщениями, построением простого предложения, двигательными навыками письма).
Букварный период делится на четыре этапа.
1 этап: изучаются звуки [а], [у], [м], [х], [о], [п], [к], [с], [н], [ы], [в], [т], [л] и соответствующие буквы, усваивается артикуляция, слоговое структурирование, анализируются слова с последующим прочитыванием, составляются слова из разрезной азбуки. Дети учатся различать букву и звук, гласный и согласный, знакомятся с предложением, учатся вычленять предложения из потока речи, делить их на слова. Дошкольники знакомятся с раздельным написанием слов, использованием заглавной буквы, точки.
2 этап: изучаются буквы ш, р, з, ж, и, э, мягкие согласные звуки [м’], [н’], [п’], [к’], [с’], [в’], [т’], [л’], [х’], [р’], знакомятся с правописанием твердых и мягких согласных, объединением мягких звуков с гласными, проводится работа по звуковому анализу и синтезу слов. Дети вставляют пропущенные буквы, составляют слова из слогов, предлагаемых вразбивку, списывают, пишут под диктовку, одновременно знакомятся с правописанием жи, ши, переносом слов, написанием имен, фамилий, названий городов.
3 этап: изучают буквы й, е, ю, е, я, знакомятся с конечным положением звука [й], правописанием слов со звуком [й], правописанием мягкого знака. Дети усваивают слоговую структуру 4 — 5-сложных слов, учатся плавному слоговому чтению и пониманию прочитанного. В этот период проводятся слуховые и зрительные диктанты.
4 этап: изучаются буквы ц, ч, щ, звонкие согласные, формируется умение различать и выделять звонкие согласные. Дети знакомятся с правописанием сомнительных согласных, учатся чтению целыми словами, различению слов, близких по звучанию и написанию, учатся чтению «про себя» и шепотом.
Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи, но одинаково успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития).
Общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г. А. Каше, взята за основу Т. А. Ткаченко, в системе обучения грамоте дошкольников с ОНР и рассчитана на два года – в старшей и подготовительной к школе группах.
На первом году коррекционной работы у дошкольников с общим недоразвитие речи совершенствуются навыки звукового анализа и синтеза и приобретаются четкие представления о каждом звуке.
Второй год обучения предполагает знакомство с буквенным изображением изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв, усвоение слоговых структур слов осуществляется посредством звукобуквенного анализа и синтеза, вырабатывается навык послогового чтения.
Обязательно учитываются такие важные моменты в обучении детей с речевым недоразвитием:
название букв дается в соответствии с произнесением звука в конечной позиции слов (мак, дом, что способствует формированию навыка плавного, слитного послогового чтения;
анализу подвергаются только слова, написание которых не расходится с произношением (кошка, вилка).
Система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной заслуживает особого внимания, т. к. в ее основу заложен порядок изучения букв, основанный на артикуляционной сложности произнесения звука.
Содержание обучения в данной системе распределено по периодам.
Первый период: завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи.
Второй период: начало обучения грамоте. Знакомство с гласными буквами (а, у, о, и, с согласными (м, п, т, к, с); складывание из букв разрезной азбуки слогов (му, су, слов (мак, суп) по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков; осмысленное чтение.
Третий период: обучение грамоте. Расширение объема изучаемых звуков и букв (ш, р, л, з, ц, ч, щ); анализ и синтез односложных слов со стечением согласных (стол, двусложных слов (мышка, трехсложных слов (панама); упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении
Реализация содержания обучения грамоте происходит через упражнения, которые предлагаются детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.
Одновременно с развитием звукобуквенного анализа и синтеза на протяжении всего обучения развиваются артикуляционные навыки и фонематическое восприятие с целью предупреждения дисграфии и дислексии.
Методические рекомендации Е. В. Кузнецовой и И. А. Тихоновой, в соответствии с программой обучения Г. А Каше, основаны на связи, существующей между развитием других психических процессов ребенка и формированием его речи.
Система обучения направлена на обучение осмысленному чтению, поэтапное и последовательное формирование произвольного внимания к фонетическому и морфологическому составу слова, к синтаксису и орфографии, имеющее большое значение в профилактике нарушений письма и чтения.
Обучение грамоте по данным системам начинается с середины второго года обучения (в подготовительной к школе группе).
Отличительной особенностью системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н. В. Нищевой является то, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы (во втором квартале). Н. В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит (во втором и третьем кварталах).
Н. В. Нищева предполагает, что ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов (нота, мама, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами.
Содержание обучения грамоте согласно программе распределяется по кварталам. Знакомство со звуком дается одновременно с соответствующей ему буквой. Знакомство с буквами рекомендуется проводить в такой последовательности:
- средняя группа, второй квартал: а, у, о, и; третий квартал: п, т, к, м, н;
- старшая группа, первый квартал: ы, б, д, г, х; второй квартал: в, ф, ш, ж, э; третий — с, з, ч, щ, л, р;
- подготовительная группа, первый квартал: ц, й, е, ё; второй квартал: ю, я, ъ, ъ.
Развитие навыков фонематического анализа осуществляется на протяжении всего периода обучения. Огромное внимание автором уделяется профилактике дисграфии и дислексии. Начиная со средней группы, включаются в обучение следующие упражнения:
- составление букв из палочек, выкладывание из шнурков, лепка и вырезание букв, «рисование» в воздухе;
- нахождение правильно изображенной буквы (ряд из правильных и зеркальных изображений букв);
- узнавание букв, наложенных друг на друга;
- разгадывание ребусов, кроссвордов.
Рассмотренные системы обучения грамоте широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Обобщая полученные в ходе теоретического анализа специализированной литературы по проблеме обучения грамоте детей с ОНР данных, необходимо отметить наиболее важные положения, на которых построено исследование готовности к обучению грамоте детей с ОНР :
- обучение грамоте – процесс трудоемкий и очень важный в контексте подготовки ребенка к школе и успешности в ней;
- среди факторов, негативно влияющих на процесс обучения грамотно излагать свои мысли как в устной, так и письменной форме, необходимо указать на различные отклонения в речевом развитии ребенка;
- общее недоразвитие речи определяется уровнем речевого развития, способностью к аналитико-синтетической деятельности, качеством и динамикой мыслительной деятельности, а также развитием графических навыков и мелкой моторики;
- развитие способности к аналитико-синтетической деятельности зависит от качества фонематического, лексико-грамматического, пространственного восприятия речи ребенка дошкольного возраста, уровень которого может быть выявлен при исследовании речевого развития.