Владимир Мартынов
Музыкальные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья в 1–2 классах начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
реабилитационная школа интернат №32
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Методическая разработка
«Музыкальные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья в I – II классах начальной школы»
Составитель: Мартынов В. Б. – учитель музыки
Москва 2018 год
Публикация «Музыкальные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья в 1–2 классах начальной школы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Детство – особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царит счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии и выдумки связан с игрой. Игра, по утверждению психолога
Г. С. Тарасова, - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу действования, «условность» действий, ситуаций, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым – задача взрослых.
Наиболее полезны для детей с ограниченными возможностями здоровья I – II классов начальной школы такие музыкальные игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности младших школьников проявляется в игре. Малоактивность ребенка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.
Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Если нарушается гармоничность этого развития, то со стороны педагога следует обеспечить ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути, и прежде всего игру.
Воздействие музыки
в игровой деятельности на организм ребенка
Игра – оптимальное психолого – педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей.
Д. Б. Эльконин писал, «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных». По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникает три цели :
Удовольствие от игры – «Хочу»
Выполнение правил игры – «Надо»
Творческое выполнение игровой задачи – «Могу»
Таким образом, складывается основной механизм игры – «Хочу! Могу! Надо!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыки в игре на организм ребенка можно рассмотреть в трех аспектах:
Физиологический. Исследования В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной, опорно – двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально – личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Педагогический. Посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт.
В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, темп, высоту, что дает возможность дифференцированно воздействовать на разных детей.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, друг с другом, создавая предпосылки к дальнейшим педагогическим воздействиям. Музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.
Цель и задачи музыкальной игры.
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Постепенно это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, метроритм, интонацию, такты.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии.
Понимание музыкально – игрового задания развивает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображение, мышление.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
1. Коррекционные:
развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, координации движений и нормализация их темпа и ритма, развитие голоса;
формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные :
укрепление сердечно – сосудистой, двигательной систем, костно – мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
эстетическое отношение к окружающему;
развитие чувств, эмоций высшего порядка.
5. Развивающие:
познавательную активность;
устойчивый интерес к действию;
саморегуляцию и самоконтроль;
внимание, память, мышление;
ориентировку в пространстве.
Педагогическая направленность игр.
Музыкально – развивающие игры с вокальным и инструментальным сопровождением можно разделить на три группы.
1. Игры на развитие внимания. Они развивают и корректируют свойства внимания: наблюдательность, устойчивость, длительность, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематический и речевой слух.
2. Игры на развитие памяти. Они осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно – слуховую, музыкальную, корректируют и формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.
3. Игры на развитие мышления. Они содействуют развитию умственных действий – сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.
По форме проведения игры можно разделить на :
статические – развитие собранности, снятие мышечного напряжения, сохранение равновесия тела, выполнение свободных двигательных действий;
подвижные (с правилами) – развитие волевой сферы, быстроты реакции на звуковой раздражитель, формирование коммуникативных способностей;
игры с речью – развитие и коррекция вокально – слуховой и двигательно – слуховой координации, нормализация процессов регуляции темпа и ритма;
игры – шутки – активизация слухового восприятия, формирование фонематического слуха, всех сторон музыкально – слуховых представлений;
игры – песни - развитие и коррекция функций голосообразования и свойства голоса, звукообразования, дикции, дыхания;
артикуляционные игры - укрепление мышц языка, зева, щек, голосовых связок, активизация подвижности верхней и нижней челюстей;
ритмические игры - развитие и коррекция двигательных функций организма, усвоение музыкальной речи.
Обучение игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создается мотивация игры, объяснение содержания, освоение содержания детьми. На втором этапе идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое проводится вначале без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений – подготовить тело ребенка к воспроизведению действия, разогреть мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели.
Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первого занятия или урока у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущения акцентов, слабых и сильных долей. Метроритмическая единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, - вырабатывает в детском сознании размеренность темпа движения. Это является положительным моментом и базисом в коррекции и регуляции психических процессов.
Развивающие игры можно проводить в любой части занятия или урока, чтобы распределить равномерно эмоционально – психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупреждая усталость и поддерживая интерес.
Игры на развитие внимания.
Внимание является необходимым условием любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Внимание – одна из важнейших функций, обеспечивающих успешность процесса развития, воспитания, обучения. Внимание детей, имеющих проблемы в развитии, очень слабо, в результате чего ребенок не может сосредоточенно слушать задание, часто слышит его частично, только начало и конец. Неорганизованность этих детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим вниманием. Расстройства внимания проявляются в двигательной расторможенности (гиперактивности, а также импульсивности поведения, дискоординации движений, неразвитым зрительным восприятием и речевого развития, несформированностью мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание и действия).
Специальные игры помогут развивать у младших школьников свойства внимания, так как главным условием игры являются сосредоточенность слухового внимания и активизация слуховых ощущений
Согласованность текста с музыкой, движением способствует координации функциональных систем, участвующих в точной передаче и воспроизведении музыкального образа посредством средств двигательной активности.
1. Небо, воздух, земля.
Цель. Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту реакции, отделять музыкальный раздражитель от речевого раздражителя.
Ход игры. 1. Дети свободно сидят на стульях. Звучит легкая музыка. На слово «Земля» дети опускают руки вниз. «Небо» - руки вверх, «Воздух» - вытягивают перед собой.
2. Дети двигаются под марш по кругу. «Земля» - дети приседают, «Небо» - поднимают руки вверх, «Воздух» - руки в стороны. Движения выполняются без остановки.
2. Поймай снежинку.
Цель. Развивать длительность внимания, ладовый слух, умение выделять предложение, двигательную активность, поочередное движение руками, плавный выдох, развитие двигательно – слуховой координации.
Ход игры. 1. Дети свободно сидят на стульях. Звучит легкая музыка. Двигая руками с раскрытыми ладонями перед собой вверх и вниз, дети шевелят пальцами, изображая снегопад. На окончание музыкальных предложений «ловят» снежинки ладошками.
2. Дети свободно двигаются по кабинету и ловят снежинки, поднимая поочередно руки перед собой.
3. Дети изображают, как поймали снежинку, а затем, по окончании музыкального произведения, сдувают её с ладони.
4. На долгий звук в окончании музыкального предложения хлопнуть в ладоши над головой.
3. Холодно – тепло.
Цель. Учить переключать слуховое внимание на звучание регистров и ладов.
Ход игры. 1. Дети свободно двигаются по кабинету. На предложение, звучащее в мажоре останавливаются и, поднимая руки к солнцу, греются.
На предложение, звучащее в миноре садятся на стулья (идут домой) и, обхватив себя руками, греются.
2. Дети свободно двигаются по кабинету. На предложение, звучащее в верхнем регистре, останавливаются и, поднимая руки к солнцу, греются.
На предложение, звучащее в нижнем регистре, садятся на стулья (идут домой) и, обхватив себя руками, греются.
4. Часы.
Цель. Развивать распределение внимания, ощущение метроритма.
Ход игры. Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.
Вот часы идут – «Тик-так».
Вот часы бегут – «Тик-так».
Будем дружно мы играть
И часы изображать.
Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!».
Слог, звук, хлопок соответствуют метрической доле. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов.
5. Раз – Два!
Цель. Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки-енки» Р. Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.
1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!
2т. – Хлоп – хлоп – хлоп. 6т. – Шлеп – шлеп – шлеп.
3т. – Раз, два! 7т. – Раз, два!
4т. – Топ – топ – топ. 8т. – По – во – рот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.
Игры на развитие памяти.
Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни взаимодействовать с предметами. В зависимости от времени сохранения материала в памяти выделяется краткосрочная и долговременная память. Природные свойства памяти: объем и скорость запоминания, скорость забывания, длительность хранения информации, точность запоминания. Но память – это результат деятельности по ее развитию.
Память у детей с отклонениями в физическом и психическом развитии ограничена в объеме, снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
Процесс запоминания эффективно протекает в том случае, если в создании образа участвуют двигательные и эмоциональные ощущения. Музыкальные игры способствуют развитию, коррекции и активизации зрительной, слуховой, двигательной, речевой памяти и помогают детям проявлять себя разнообразно не только в видах музыкальной деятельности, но и различных формах познавательной деятельности.
Эмоциональное восприятие музыкальных образов вызывает отклик, который проявляется в мимике, движениях, жестах, речи, желании действовать. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувства радости, удовлетворения.
1. Барабан.
Цель. Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры. Дети на стульях в полукруге. На стуле сидит игрушечный заяц с барабаном. Педагог читает стихи:
Барабан зайчишка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по – разному играл,
И ребятам подражал.
Педагог под музыку марша исполняет на барабане длинные доли, дети должны повторить данный ритмический рисунок.
При повторе игры педагог исполняет короткие доли, дети по очереди должны повторить данный ритмический рисунок.
2. Смотри и повтори
(ритмическая эстафета)
Цель. Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры. Дети стоят по кругу лицом к педагогу. На первые два такта музыки учитель показывает несложное движение. Дети по очереди на 3-4, 5-6, 7-8 такты повторяют показанное движение.
(Рекомендуемое музыкальное сопровождение – С. Джоплин «Регтайм кленового листа»)
3. Фотоаппарат
Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания
Ход игры. Дети сидят в полукруге на стульях. Один ребенок – ведущий, стоит спиной. Под спокойную музыку (I часть) дети начинают спокойно ходить по кабинету, под звучание II части произведения садятся в другом порядке. По окончании произведения, ведущий показывает или говорит, кто пересел.
(Рекомендуемое музыкальное сопровождение – англ. нар. песня «Спи, малютка»)
4. Слоненок
Цель. Учить запоминать слова, обозначающие действия, удерживать в памяти заданную последовательность действий.
Ход игры. Учитель сообщает детям, что они будут слушать песню. Идет задание запомнить слова, которые отвечают на вопрос: «Что делал?»
1. Рано утром слон проснулся,
Сразу в воду окунулся
И плескался, отдувался,
На песочке кувыркался.
2. Хвостик, уши обливал
И на солнце загорал,
Подремал, часок поспал
И к слонятам побежал.
Запомнив действия, школьники составляют композицию движений, изображая слона под ритмичную музыку. При этом одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая – сочиняет рассказ, описывая образные движения.
5. Руки вниз не опускай!
Цель. Учить запоминать и удерживать в памяти правило игры, активизировать быстроту двигательной реакции, развивать координацию движений.
Ход игры. Дети стоят свободно лицом к педагогу. Под танцевальную музыку по показу и словесным указаниям они выполняют движения руками. На слова «Руки вниз!» движения не показываются, а продолжают выполнять предыдущие.
Соревновательный элемент помогает школьникам не забывать запрещенное движение. Кто ошибается, нарушает правило – выходит из игры.
Игры на развитие мышления.
Мышление, пожалуй, самый сложный из всех видов умственной деятельности. Развитие мышления от наглядно – действенного к наглядно – образному и к словесно – логическому у детей с ослабленным здоровьем происходит с задержкой.
Развитие мышления осуществляется за счет расширения круга понятий и выведения их за рамки непосредственного опыта. Именно в игре ребенок
учится устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать и обобщать.
Со стороны взрослых детям необходима помощь в формировании умений различать, сравнивать, обобщать, что способствует созданию новых понятий, развивает речь, творческие способности.
Восприятие устной речи – слушание – неотделимо от понятия осмысления услышанного. В этом процессе выделяются три уровня – сенсорный, смысловой, понятийный. Ребенок живет в мире разных звуков. Музыкальная деятельность развивает механизм слухового внимания, помогает детям вслушиваться в музыкальную речь, сравнивать музыкальные образы с явлениями окружающей жизни.
Целенаправленное взаимодействие голоса, мимики, жестов, движений, поз, предметных действий в передаче музыкальных образов игры способствуют развитию интеллектуальных способностей.
1. Угадай, на чем играю.
Цель. Учить различать музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый слух.
Ход игры. За небольшой ширмой разложены инструменты, известные во времени игры (барабан, треугольник, вудблок, и др.).
Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.
Дети слушают музыкальные произведения, по очереди подбирая нужный инструмент. Ребенок, правильно выбравший инструмент, исполняет на метр произведения. Педагог усложняет задачу, выбирая инструмент не соответствующий звучанию, дети должны исправить ошибку.
2. Свободный стул.
Цель. Развитие поведенческой инициативы, стимулирование невербального общения, зрительного контакта.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом, один стул свободен. Каждый ребенок имеет в руках музыкальный инструмент. Ребенок, справа от которого стоит свободный стул, исполняет под легкую музыку метр, привлекая к себе внимание, показывая на свободный стул, одного из участников. Затем «переманивает» кого – то из группы, ребенка, рядом с которым освободился стул.
3. Найди свой цвет.
Цель. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать.
Ход игры. У детей и педагога демонстрационные карточки красного, синего, желтого и зеленого цветов. Дети сидят полукругом и слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения, затем и фразы, учитель поднимает карточку какого – либо цвета и держит её до следующего построения. Дети, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку другого цвета.
4. Где бывали?
Цель. Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление.
Ход игры. Для проведения игры может использоваться народная, классическая, современная музыка в инструментальном, оркестровом или вокальном исполнении.
Прослушав музыкальное произведение, школьники делятся на 2 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.
Примерные произведения:
1. Р. Шуман. Грезы.
2. К. Сен-Санс. Лебедь.
3. Э. Григ. Утро.
4. А. Глазунов. Болеро из балета «Раймонда».
5. П. Чайковский. Первая симфония, 1 часть.
5. Какая бывает зима?
Цель. Развивать логическое мышление, учить подбирать слова, обозначающие признаки предметов.
Ход игры. В центре круга на стуле стоит игрушечный слон и лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, школьники двигаются по кругу со словами:
Слон совсем не знает,
Какой зима бывает.
К кому палочка придет,
Тот ответ слону дает.
Ребенок, остановившийся напротив слона, берет палочку и передает ее по кругу на сильную долю музыкального произведения в четырехдольном размере и умеренном темпе. При этом он называет приметы зимы, например, «снежная», «холодная», «белая» и т. д.
Разучивание игры начинается с подготовительного упражнения на развитие метра, в дальнейшем – перейти к называнию признаков существительного.
Таблица игр и задач
№ Название
игры Приоритетная
задача Музыкальная
задача
1 «Небо, воздух, земля» Переключение слухового внимания, речевой слух, быстрота реакции
Размеренная ходьба, ритмичные движения
2 «Поймай снежинку» Длительность внимания Ладовый слух, ощущение предложений
3 «Холодно – тепло» Переключение слухового звучания Ладовый и регистровый слух, ощущение двух - частности произведения
4 «Барабан» Двигательная и зрительная память Ритмичное исполнение метра
5 «Смотри и повтори» Двигательная и зрительная память Ритмичность движений, ощущение ритма музыкального произведения
6 «Фотоаппарат» Быстрота запоминания, зрительная память Ощущение контраста в построении музыкального произведения
7 «Угадай, на чем играю» Сравнительные и сопоставительные действия
Тембровый слух
8 «Свободный стул» Развитие инициативы, зрительного и невербального общения Ощущение рамок музыкального произведения
9 «Найди свой цвет» Сравнительные действия Быстрота двигательной реакции. Ощущение рамок музыкального произведения
10 «Раз – два!» Устойчивость внимания Воспроизведение ритма. Пружинки, хлопки, притопы, шлепки
11 «Часы» Распределение внимания Ощущение метроритма
12 «Слоненок» Слуховая память Музыкально - ритмическое творчество
13 «Какая бывает зима?» Логическое мышление. Часть речи «Прилагательное»
Сильная доля
14 «Руки вниз не опускай!» Целенаправленное запоминание Координация движений рук
15 «Где бывали?» Ассоциативное мышление. Творческое воображение. Составление рассказа. Восприятие программной и изобразительной музыки
Список литературы.
1. Г. А. Ильина «Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии», Москва, 2001.
2. С. Ю. Бородулинина «Коррекционная педагогика», Ростов – на – Дону, 2004.
3. М. А. Давыдова. «Музыкальное воспитание», М. «Вако», 2006.
4. «Основы специальной психологии» Ред. Е. А. Стребеловой, Москва, Академия, 2002.
5. Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский, «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М. Владос, 2000.
6. Джон Бин и Амалия Оулдфилд «Волшебная дудочка»,М. Теревинт, 2000.
7. М. М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций ребенка» М. Педагогика 1997.
8. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах», М. Советский композотор. 1988
9. Л. Г. Горькова, Н. Ф. Губанова «Праздники и развлечения», М. «Вако», 2007.