Елена Олейникова
Создание условий для успешного развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это важный процесс, во время которого дошкольник осваивает ценности, традиции, культуру – в котором ему предстоит жить.
В век информации все большее значение приобретает такое свойство личности, как умение уверенно общаться, объективно воспринимать информацию и реагировать на все изменения окружающего мира. Развитие социального интеллекта – это важный этап социализации ребенка в общем процессе освоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Все это происходит в силу того, что жизненный опыт у малыша мал, также это особенности развития восприятия, воображения, мышления и высокой эмоциональности.
Публикация «Создание условий для успешного развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Социальный интеллект очень важен для дошкольников, от того, что ребенок знает о себе и своих родных, о месте его жительства. Также то, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. И все это влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. В игре, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми – он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, нормы и правила поведения в обществе, другими словами – становится социально компетентным.
Успешному развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста содействовала совокупность психолого-педагогических условий эффективности разработанной модели:
Подбор диагностической методики для выявления уровня социализации дошколят и динамики развития.
Разработка календарного плана реализации деятельности, учитывая результаты диагностики.
Разработка подходов и методов со стороны семьи, как первичной структуры социализации ребенка, и дошкольной организации, где ребенок получает наибольший опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Организация педагогом диалогической формы общения, которая повысит уровень социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Использование тематических сюжетно-ролевых игр, при которых обеспечивается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.
Применение совокупности социально ориентированных задач, которые обеспечат развитие коммуникативных умений, воспитание самостоятельности и решительности.
Выстроив единую линию по формированию социального интеллекта у старших дошкольников во взаимодействии детского сада и семьи, используя современные формы работы с родителями. Они позволили выстроить отношения с позиции сотрудничества и взаимодействия между участниками.
Для проведения образовательных игровых ситуаций среду сделали легко трансформируемой. Создавая декорации, необходимые для ситуации социальной игры, мы с успехом используем конструкторское моделирование. В нашем детском саду используется разнообразный бросовый и подручный материал, всевозможные конструкторы.
Таким образом, четко распланированный, целенаправленный и систематический подход к формированию социального интеллекта у старших дошкольников, мы можем говорить о более успешной адаптации ребенка в социуме, о повышении культуры межличностного общения. И самый благоприятный период для интенсивного формирования социального интеллекта – это старший дошкольный возраст. И в результате мы выпускаем из детского сада ребенка, у которого период адаптации к школьным условиям проходит намного легче ребенка, способного выстраивать взаимоотношения со сверстниками, эмоционально отзывчивого, способного к сочувствию, сопереживанию, способного к успешному обучению.