Олеся Ермолаева
«Создание условий для свободной игровой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его правоте - со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Публикация «„Создание условий для свободной игровой деятельности детей“» размещена в разделах
Огромное значение для мотивации свободной игровой деятельности имеет развивающая предметно-пространственная среда, которая должна создавать условия для самостоятельной, осмысленной и полезной деятельности детей. Построение развивающей предметно-пространственной среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
-наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
-наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.
При создании развивающей предметно-пространственной среды для игр важно помнить:
В игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают во время НОД, экскурсий в школу, библиотеку; во время наблюдения за работой повара, дворника; при чтении художественной литературы и т. д.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны :
- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
- определять игровые ситуации, в которых детям нужна помощь;
- наблюдать за играющими детьми и стараться понять, какие именно события дня отражаются в игре;
- отличать детей с хорошо развитой игровой деятельностью;
- косвенно руководить игрой, если игра носит стериотипный характер.
Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.